Уважаемые братья и сестры! Мусульмане!
На протяжении сотен лет последователи ислама славились своей честностью и справедливостью, умением выполнять обещания. Все люди, каждый человек в отдельности желает самого лучшего и искреннего отношения к себе.
Ни один из нас не приемлет обман и ложь, стоит кому-нибудь нас обмануть - мы впредь не обращаемся к нему. Если сейчас я начну рассказывать о том, как многие наши единоверцы относятся к своим обещаниям и словам, то боюсь сильно разочаровать вас. Доверять людям стало небезопасным занятием. Раньше верующие давали обещания и несмотря, на трудности выполняли их. Даешь человеку в долг деньги, поручаешь ответственное задание,а он вскоре просто исчезает. Мусульманская община еще никогда не сталкивалась с таким вероломством и безответственностью, как в наши дни. Пророк Мухаммад ﷺ предупредил:
«Лицемера отличают три признака: когда он рассказывает, то лжёт, когда обещает, то нарушает (своё обещание), а когда ему доверяются, он предаёт» (аль-Бухари).
Наш Посланник ﷺ учил:
«Возвращай доверенное (аманат) тому, кто оставил тебе его! Не предавай того, кто предал тебя!» (Абу Дауд, хасан-сахих).
Термин «аманат» можно перевести как «обязательство» и как доверенное.
У всех нас множество обязательств и за все придется нести ответственность перед Всевышним Аллахом.
Помните, дорогие мои, в-первую очередь мы в ответе за законы Создателя:
«Мы предложили небесам, земле и горам взять на себя ответственность, но они отказались нести ее и испугались этого, а человек взялся нести ее. Воистину, он является несправедливым и невежественным» (33:72).
Аллах создал человека, и мы как Его творение обязаны поклоняться только Ему и не придавать Ему сотоварищей. Он запретил проливать кровь, посягать на чужое имущество, - все законы божественного шариата должны соблюдаться.
Имам ат-Табари в своих комментариях к Досточтимому Корану цитирует слова Саид бин Джубейра: - «Аманат – это обязанности, которые возложил Аллах на своих рабов».
Соблюдение пятикратного намаза, также является первостепенным обязательством мусульман. Люди нередко путаются в приоритетах, они собираются совершать хадж, но при этом не читают обязательные намазы. Кто выстаивает молитвы, тот укрепляет веру, кто оставляет, тот словно разрушает ее основы:
«Первое за что будут отчитывать раба в Судный день – молитва, и если она будет исправной - исправными окажутся и остальные деяния, а если была порочной то и остальные деяния окажутся порочными» (ат-Тирмизи, сахих).
Говорят, что, когда приближалось время намаза, у Али ибн Талиба (да будет доволен им Аллах) от волнения и страха менялся цвет кожи. Когда начинали интересоваться его здоровьем он отвечал им: «Небеса, земля и горы отказались от этого бремени, а я взялся за нее (выполнение намаза)». Ответственность к намазу начинается задолго до первого такбира. Как и в каком виде мы приходим в мечети? Почему каждую пятницу нам приходится повторять о чистоте и порядке? Делая по- своему, проявляя упрямство и гордыню, выполняем ли мы, возложенный на наши плечи «аманат»?
После месяца Шавваля наступит последний месяц хиджрийского календаря – Зуль-Хиджа. Состоятельные верующие несут ответственность за выплату Закята – обязательной милостыни. В российском мусульманском сообществе очень много тех, кто нуждается в дорогостоящих операциях, беспомощных и сирот. За них мы ответим перед Аллахом. В следующем аяте Он обращается к тем, кто уклоняется от своих обязательств, имея достаток и богатства проявляет бессердечие и жадность:
«Обрадуй же тех, которые накапливают золото и серебро и не расходуют их на пути Аллаха, мучительными страданиями. В тот день они (накопленные ими сокровища) будут раскалены в огне Геенны, и ими будут заклеймены их лбы, бока и спины. Им будет сказано: "Вот то, что вы копили для себя. Вкусите же то, что вы копили!"» (9:34-35).
Соблюдение поста в месяц Рамадан, выполнение Хаджа – обязательного Паломничество, - все это возложено на нас. При наличии здоровья, ума, достатка, то или иное предписанное поклонение должно быть выполнено.
После известных всем нам столпов ислама мы несем ответственность за ум (аль-Акль). Не все до конца осознают величие ума. Именно благодаря этой милости Аллаха мы в состоянии различать доброе от плохого, харам от халяль, в конце концов покланяться Создателю. В одном аяте говорится:
«Воистину, в сотворении небес и земли, а также в смене ночи и дня заключены знамения для обладающих разумом» (3:190).
Мусульманин должен бояться использовать свой ум и интеллект на пути зла и обмана.
Человек несет обязательства перед Творцом за все части своего тела. Ислам остерегает от всего запретного: ступать в сторону запретного, брать и трогать запретное, смотреть и слушать, вкушать и обсуждать языком запретное:
«В тот день, когда враги Аллаха будут собраны перед Огнем, их задержут. Когда же они достигнут его, их слух, их взоры и их кожа станут свидетельствовать против них о том, что они совершали. Они скажут своей коже: "Почему вы стали свидетельствовать против нас?" Они скажут: "Нас заставил говорить Аллах, Который заставил говорить всякую вещь". Он сотворил вас в первый раз, и к Нему вы будете возвращены» (41:19:21).
Пусть каждый из нас стремиться использовать части тела только в дозволенных делах, в противном случае они станут свидетельствовать против нас.
Мы ответственны перед Аллахом за родителей, которые вырастили и воспитали нас. Проблемы, связанные с отношениями между родителями и детьми, как никогда в наши дни имеют особую актуальность. Всевышний повелевает проявлять к ним мягкость и благодеяние:
«Твой Господь предписал вам не поклоняться никому, кроме Него, и делать добро родителям. Если один из родителей или оба достигнут старости, то не говори им: "Тьфу!" - не кричи на них и обращайся к ним почтительно. Преклоняй пред ними крыло смирения по милосердию своему и говори: "Господи! Помилуй их, ведь они растили меня ребенком"» (17:23-24).
Все знают, родная мать никогда не откажется от своего сына или дочери. Сколько случаев, когда больного мужчину оставляет жена, затем его в течение многих лет выхаживает мама. Ислам повелевает радовать родителей и помогать им.
Известный комментатор Священного Корана Муджахид ибн Джабар о словах Всевышнего «Не говори им «Тьфу»!» писал: «Если вдруг ты застанешь своих немощных и старых родителей в осквернённом состоянии, то не брезгуй ими словами «Тьфу» (или «Фу») ». Мы должны ухаживать за ними, следить за чистотой их тела.
На нас лежит ответственность за детей. Их обучение и воспитание, забота и поддержка, - этот минимум обязанностей родителей. Аллах спросит у нас за соседей, с которыми мы живем рядом, через одну стену. Люди в День Суда будут спрошены за знания и богатство, работу, которую они выполняли. Мы в ответе за молодость и свободное время. Мы как мусульмане и граждане России отвечаем за безопасность окружающих людей и нашей страны. Бойтесь причинять вред коллегам по работе, причинять вред всем людям в целом. Пророк ﷺ сказал:
«Если любой из рабов, кого Аллах поставил пасти паству, умирая, является мошенником (обманывающим) свою паству, то Аллах неизбежно запретит ему Сад» (Муслим).
Если кто-то из руководителей на нашей работе доверяет нам что-либо, мы обязаны быть честными перед своими обязательствами. Приводится интересная история со слов дедушки Абдуллах ибн Зайта, произошедшая во времена правления халифа Умар ибн Хаттаба (да будет доволен им Аллах):
«Однажды Умар обходил ночью Медину, а я сопровождал его. Утомившись, он прислонился к стене и вдруг услышал, как какая-то женщина говорит своей дочери: "Доченька, разбавь это молоко водой" (Речь идёт о молоке, приготовленном для продажи). Дочь сказала в ответ: "Но, матушка, разве ты не знаешь, что приказал сегодня повелитель верующих?" Мать спросила: "Что же он приказал, доченька?" Она ответила: "Он послал глашатая объявить, что запрещено разбавлять молоко водой". Мать сказала: "Доченька, встань и разбавь это молоко водой, ведь сейчас Умар не может тебя видеть". Девушка возразила: "Я не стану повиноваться ему при людях, а потом ослушиваться его, когда никто не видит". Умар (да будет доволен им Аллах) слышал их разговор от начала до конца и сказал: "О Аслям, пойди и узнай, кто эти женщины и есть ли у них кормилец". Я пошёл и увидел, что девушка незамужняя и живёт с матерью, и в их доме нет мужчины. Я пришёл к Умару и сообщил ему о том, что узнал. Он позвал своих сыновей и спросил: "Кто-нибудь из вас хочет жениться? Если бы я хотел жениться, я бы сам женился на этой девушке, и она не досталась бы ни одному из вас". Абдуллах сказал: "У меня уже есть жена". Абд-ар-Рахман тоже сказал: "У меня уже есть жена". А Асым сказал: "У меня нет жены. Жените меня!" Тогда Умар послал к девушке. Она вышла замуж за Асыма и родила ему дочь, а её дочь родила Умара ибн Абд-аль-Азиза».
Посмотрите, на порядочность девушки и ее верность, умение нести ответственность. Халиф – один из самых влиятельных людей того периода - женил на ней своего сына.
Мы просим Аллаха, чтобы каждый из нас оставался верным своим словам и обещаниям. Да наставит Он всех на прямой путь!
Имам-хатыб нижегородской Соборной мечети – Мунир-хазрат Беюсов