Дорогие братья и сестры! Уважаемые единоверцы!
По милости Аллаха 30 ноября 2016 г. наступил месяц Раби уль аль-Авваль, в котором был рожден благословенный пророк Мухаммад ибн Абдуллах ﷺ. Мусульмане во всех уголках света проведут торжественные мавлиды, будут вспоминать яркие эпизоды из его жизни, и конечно же возносить «салаваты» - слова восхваления и приветствия. В Досточтимом Коране сказано нам:
«Воистину, Аллах и Его ангелы благословляют Пророка. О те, которые уверовали! Благословляйте его и приветствуйте миром» (33:56).
Творец предопределил родиться будущему Посланнику ﷺ на территории Аравийского полуострова, в 571 г. - в год Слона. Он появился на свет в г. Мекке, в арабской семье, в племени курайшитов. В эпоху его рождения, никто из сильнейших правителей и тиранов того периода не могли даже и представить, что совсем скоро, сирота, выросший без отца и матери сможет повести за собой тысячи и тысячи людей и более того изменить духовно-нравственный облик целых континентов. С момента рождения посланника Аллаха ﷺ прошло несколько столетий, но несмотря на внушительное временное расстояние, более полутора миллиарда человек на Земле продолжают следовать по его пути. Мы подражаем нашему Пророку ﷺ в своих поступках, стремимся соответствовать его пречистой Сунне.
«В Посланнике Аллаха был прекрасный пример для вас, для тех, кто надеется на Аллаха и Последний день и премного поминает Аллаха» (33:21).
Пророческая добродетель, прекрасный нрав, его образцовое отношение к семье будут актуальными до Конца света. Возможно на заре зарождения ислама в обществе были другие нравы и взгляды, но все ранее упомянутые качества ценились во все времена. Кто-то, возможно, задаст вопрос: «В каких аспектах жизни посланник Аллаха ﷺ может быть примером для нас?» Позвольте более детально ответить на этот вопрос и продолжить свою проповедь.
Пророк Мухаммад ﷺ служит лучшим примером в поклонении
Внимательно послушайте аят и задумайтесь над ним. Всевышний говорит:
«О закутавшийся! Простаивай ночь без малого, половину ночи или чуть меньше того, или чуть больше того, и читай Коран размеренным чтением. Мы непременно ниспошлем тебе весомые слова. Воистину, молитвы после пробуждения среди ночи тяжелее и яснее по изложению. Воистину, днем ты бываешь подолгу занят. Поминай же имя Господа твоего и посвяти себя Ему полностью. Господь востока и запада - нет божества, кроме Него. Сделай же Его своим Попечителем и Хранителем» (73:1-9).
Согласитесь, у некоторых из наших братьев и сестер не хватает сил, терпения в деле поклонения. Сколько тех, кто начинал читать намаз, а потом все забросил! Порой имаму стоит немного «затянуть» намаз, как люди сзади начинают тяжело вздыхать, тем самым проявлять свое недовольство. Вот пример того, как читал намазы наш Посланник ﷺ:
Сообщают от Хузайфы, сказавшего: «В одну из ночей я молился с Пророком. Он начал чтение «Коровы» и я предположил: «На сотом ракаате он совершит рукуг». Но и после (него) он продолжал (читать), тогда я сказал: «Он прочтет ее, исполнив один ракаат». Я предположил: «С ней он совершит рукуг». Однако, и после (прочтения главы «Корова») он всё продолжал (читать) и начал (главу) Женщины, которую он тоже прочел и начал «Род Имрана», которую он также прочел (полностью). Читал он плавно, а если читал аят, в котором (содержится повеление) восславить Аллаха, восславлял Его. Если прочитывал аят о просьбах, просил, если об опасности — просил у Аллаха от нее защиты. Затем он совершил рукуг и стал повторять: «Преславен Господь мой Великий!» (Субхана раббияль-азым). Его рукуг (по продолжительности) был схож со стоянием» (Муслим).
Не каждый способен ежедневно вставать на ночные намазы, читать и повторять Коран. Мы все время ссылаемся на нехватку времени, занятость. У наших единоверцев нет стойкости в учебе. Смотришь, на первый курс поступает человек сорок, а в конце семестра их остается всего десять. Часто нами двигают эмоции и временные интересы. Поэтому Пророк ﷺ учит нас быть постоянными в своих делах.
Теперь давайте поразмышляем о чувстве благодарности к Творцу. У многих из нас, в сердцах нет благодарности. Отсюда пренебрежения намазами и другими поклонениями. Посланник ﷺ уже при жизни был обрадован Раем, он знал, что для него уготовано там место, он знал, что Господь простил ему все грехи, несмотря на все милости и привилегии Аллаха, наш Пророк ﷺ продолжал усердно поклоняться и благодарить Его:
Сообщается, что аль-Мугира бин Шугба, да будет доволен им Аллах, сказал:
«Обычно во время ночных молитв Пророк ﷺ стоял (во время) молитвы так долго, что его ступни (или: ноги ) опухали, а когда его спрашивали (об этом), он говорил: “Разве не (следует) мне быть благодарным рабом?”» (аль-Бухари).
Посчитаем, сколько раз в день мы просим у Всевышнего прощения за себя, своих родителей? Есть и те, кто делает «дуа» машинально, не понимая смысла просьб, уподобляясь бесчувственной машине. Сколько раз поднимаем руки и взываем Его о ниспослании милости и благодати? Поразительно, часть людей считает нормой молиться и ходить в мечети только раз в неделю – по пятницам. Отягощенные мирскими заботами тысячи и тысячи душ обращаются к Аллаху лишь в одном случае: когда у них случается беда. Все подобные факты говорят о слабости веры. Пророк ﷺ просил у Аллаха прощения постоянно, о чем свидетельствует следующий хадис:
Аль-Агорра Аль-Музния, которому довелось быть спутником, сообщил, что Посланник Аллаха, сказал: «Это укрывает моё сердце — я прошу прощения у Аллаха в день по сто раз» (Муслим).
В другом достоверном хадисе говорится:
Сообщается, что Ибн Умар, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал: – По нашим подсчетам, за время одной встречи (с людьми) посланник Аллаха ﷺ обычно по сто раз (произносил слова): «Господь мой, прости меня и прими моё покаяние, поистине, Ты – Приемлющий покаяние, Милосердный! /Рабби-гфир ли ва туб аляййа, иннакя Анта-т-Таввабу-р-Рахим!/» (Абу Дауд).
Поведение Пророка ﷺ служит назиданием всем, кто приходит в гости, посещает меджлисы и мероприятия. К сожалению, даже в религиозных встречах приходится встречаться с тем, как взрослые люди обсуждают непристойные истории, рассказывают безнравственные анекдоты.
В пророческом поклонении прослеживается умеренность, в нем нет фанатизма и крайностей. Об этом важно подчеркнуть молодежи. Если поклонение становится причиной разрушения семьи и причиняет дискомфорт окружающим, то скорее всего имеет место излишество и крайность. Посланник Аллаха ﷺ, поклоняясь Всевышнему, не забывал о семье и детях, мирских и житейских делах. Он ﷺ был образцом как семьянин и поклоняющийся раб одновременно. Кто хочет найти золотую середину ислама, серединный путь между небрежностью и фанатизмом, то ему необходимо обратить пристальное внимание жизни благословенного пророка Мухаммада ﷺ.
(Продолжение следует)
Имам-хатыб Нижегородской Соборной мечети Мунир-хазрат Беюсов