Дорогие братья и сестры! Уважаемые соотечественники!
Хвала Всемогущему Аллаху – Господу миров!
Досточтимый Коран и сунна Пророка ﷺ призывают нас быть добрыми и милосердными по отношению друг к другу. Всевышний, обращаясь ко всему человечеств,у дает очень важный сигнал - откройте Священную Книгу и прочитайте:
«Моя милость объемлет всякую вещь» (7:156).
Милость затрагивает верующих и неверующих - каждому дан определенный срок жизни, в течение которого они учатся, познают мир, создают семьи и воспитывают детей.
В первом аяте Корана Аллах сообщает нам о Своих двух неотъемлемых качествах:
«Во имя Аллаха, Милостивого, Милосердного» (1:1).
Здесь Создатель дает нам мудрый урок: перед началом любого дела и поступка, человек должен руководствоваться милосердием. Если вы руководитель, глава государства или простой семьи, то общаясь со своими подопечными и возлагая на них обязанности, вы не должны перегибать палку.
В наши дни нередко приходится слышать призывы к расправам и ужесточению наказаний. От их доводов в головах неосведомленных возникают разные вопросы, самый главный из них – неужели ислам такой жестокий? Чтобы ответить на него хочется задать встречный вопрос: Можно ли убедить людей что-то делать путем запугивания? Однозначно, нет. Считаю и убежден, что подобные подходы не только незаконны, но и противоречат каждой букве Корана.
Недавно ко мне подошла одна пожилая женщина и стала жаловаться на молодого прихожанина мечети. Как оказалось, он стал расспрашивать ее о том, выполняет ли она пятикратный намаз, затем стал приводить ей пример Саудовской Аравии, мол там за оставление молитвы отрубают головы. Из-за таких «проповедников» у людей создается негативный отпечаток и неправильное представление об исламе. Разве пророк Мухаммад ﷺ в призыве использовал методы запугивания? Устрашал окружающих расправами?
«К вам явился Посланник из вашей среды. Тяжко для него то, что вы страдаете. Он старается для вас. Он добр и милосерден к верующим» (9:128).
Кто последует за тобой, поверит в тебя, если с самого начала разговора ты пытаешься напугать, посеять в сердцах страх? Станет ли женщина выстаивать намаз после неразумных примеров и аналогий?
Говоря о наказании за совершение грехов, то из достоверной истории Пророка ﷺ мы сталкиваемся с двумя вещами. Во-первых, когда люди приходили к нему с просьбой рассудить или наказать кого-то, то он ﷺ просил привести свидетелей. Ибн Мас'уд (да будет доволен им Аллах) поссорился со своим соседом из-за колодца и пожаловался на него посланнику Аллаха ﷺ. Выслушав его, Пророк ﷺ сказал:
«Приведи два свидетеля со своей стороны или он принесет клятву» (аль-Бухари).
Во-вторых, в случае совершения кем-то преступления или тяжкого греха, прежде чем принять решение о том или ином наказании, Пророк ﷺ призывал все стороны к милосердию:
«Прощайте друг другу то, за что следует подвергать установленным наказаниям прежде, чем придете ко мне, ибо то, что дошло до меня из наказаний, необходимо исполнить!» (ан-Насаи).
Мужчина по имени Маиз ибн Аслям совершивший прелюбодеяние несколько раз приходил к Посланнику Аллаха ﷺ и просил «очистить» его от греха. Все три раза его возвращали обратно домой. К его родственникам была направлена специальная комиссия, которая должна была убедиться в благоразумии и адекватности Маиза. С такой же просьбой к Посланнику ﷺ обратилась женщина из племени Гамид, вот как описывается этот случай:
«“О, Посланник Аллаха! Я совершила прелюбодеяние, очисти же меня”. Он отослал её, но на следующий день она пришла и сказала: «О, Посланник Аллаха! Зачем ты отослал меня? Наверное, ты отсылаешь меня, как отсылал Маиза. Клянусь Аллахом, я беременна”. Он сказал: “Нет! Уходи, пока не родишь ребёнка”. Когда она родила, то пришла к нему с мальчиком, завернутым в кусок материи. Он сказал: “Уходи и корми его, пока не оторвёшь от груди”» (Муслим).
Мы видим, как благословенный Пророк ﷺ откладывал исполнение наказания, не спешил принимать скорые решения. Не все признания людей могут браться во внимание. Возможно, человек дающий признание, испытывает давление со стороны, болен, имеет психические отклонения. Нам никто не дал права вершить суд.
Верующие! Разные обвинения в адрес мусульманских ученых, насилие, убийство невинных людей, - все перечисленное противоречит пророческому пути. Все люди – создания Всевышнего, каждого человека Аллах почтил благами:
«Мы почтили сынов Адама и позволяем им передвигаться по суше и морю. Мы наделили их благами и даровали им явное превосходство над многими другими тварями» (17:70).
Пророк Мухаммад ﷺ учил проявлять уважение ко всем, невзирая на их религию:
Как-то Сахль ибн Хунайф и Кайс ибн Саад сидели в Кадисии, и когда мимо них пронесли погребальные носилки, они встали. Им сказали: «Это (погребальные носилки) жителя этой земли», имея в виду (что этот умерший относился) к “зиммиям” (христианин или иудей), и тогда они сказали: «Поистине, однажды, когда мимо Пророка ﷺ пронесли погребальные носилки, он встал. (Люди) сказали ему: “Это же погребальные носилки иудея!” – и он сказал: “А разве он не человек?!”» (Муслим).
Со стороны радикалов и крайних исходит ненависть к тем, кто не поддерживает их идеи. Своими действиями: проливая кровь, обвиняя в неверии, они пытаются сузить необъятное – милость Аллаха. Манипулируя сознанием, пользуясь неграмотностью населения, они насаждают чувства неприязни и ненависти к определенным общинам. Ислам не учит ксенофобии. Все граждане имеют право на уважительное отношение. Из истории известно, как мусульманские правители остерегали верующих от притеснений по отношению к представителям других конфессий:
Передают от Хишама, сказавшего: «Проходил Хишам ибн Хаким ибн Хузам мимо людей из (числа) анбатов (еврейские колена, племена) в Шаме, которые были выставлены на солнце, и спросил: «За что их?» Они ответили: «Были арестованы за джизью» т.е. за неуплату налога. Тогда Хишам произнёс: «Я свидетельствую, что я слышал, как посланник Аллаха ﷺ, говорил: «Истинно, Аллах наказывает тех, которые наказывают людей в мире нижнем» (Муслим).
Ислам, по воле Аллаха, распространился в мире благодаря справедливости и добрым нравственным качествам мусульман. Ничего нельзя решить путем давления и насилия. И даже если кто-то согласится выполнять требования, то рано или поздно он обратно вернется к своим убеждениям.
Не следуйте по пути безжалостных, жестоких пособников шайтана:
«Скажи Моим рабам, чтобы они говорили наилучшие слова, ибо сатана вносит между ними раздор. Воистину, сатана для человека - явный враг» (17:53).
Учите людей личным добрым примером, как пророк Мухаммад ﷺ. Давайте человеку шанс исправиться, не спешите наказывать и выносить необдуманные решения. Проявляйте терпение, не оскорбляйте и не обзывайте обидчиков. Больше улыбайтесь, не усложняйте, а наоборот стремитесь облегчать и объяснять.
Прошу Всевышнего, чтобы он вселил в наши сердца сострадание и милосердие! Амин!
Имам-хатыб Нижегородской Соборной мечети Мунир-хазрат Беюсов