В рамках проповеди, хотелось осветить с позиции ислама такое чувство как любовь к родине или патриотизм. Для того чтобы понять общий смысл и значение слова патриотизм, обратимся за определением к Большому толковому словарю:

ПАТРИОТИЗМ  [от греч. patrís - родина, отечество] Любовь к отчизне, преданность своему отечеству, своему народу, выражающаяся в готовности отстаивать интересы родины, порой жертвуя своими.

Как видно из определения, патриотизм (любовь к родине) это вполне себе светлое чувство. Но, к сожалению, как и во многих вопросах, в вопросе патриотизма люди порой проявляют крайность, например, испытывая слепую привязанность к своей стране и своему народу, при этом, абсолютно не анализируя, на верном ли пути они находятся, не пребывают ли в очевидном заблуждении. Такую крайность вполне можно охарактеризовать как фанатизм.

В арабском языке крайний национализм обозначается словом асабия. Вот что пророк Муххаммад (да благословит его Аллах и приветствует) говорил на счет этого:


«Не является одним из нас (из нашей мусульманской Уммы) тот, кто призывает к асабии, или тот, кто сражается за асабию, или тот, кто умирает за асабию» (передано Сунаном Абу Даудом).


Передают, что нашего Пророка Мухаммада (с.а.с.) спросили: «О Посланник Аллаха! Что такое асабия?» и он ответил: «Это когда вы поддерживаете свою нацию (или племя) в притеснении других» (Сунан Абу Давуд, хадис №5119).

По поводу всех форм асабии наш Пророк Мухаммад (сас), обращаясь к своим последователям, сказал:


«Оставьте это. Это мерзко и отвратительно» (Сахих Бухари и Муслима). 

Также наш Пророк Мухаммад (с.а.с.) сказал:


«Воистину, Всевышний Аллах избавил вас от чувства гордыни, вызванную высокомерием времен джахилии и от восхваления своих предков. И теперь люди могут принадлежать к двум типам: Верующие, кто знает законы Аллаха; и грешники, кто творит неправедные дела. Все мы – дети Адама, и Адам был создан Всевышним Аллахом из глины. И люди должны оставить гордыню и кичливость своими нациями, потому что эта гордыня является ничем иным как тлеющим углем из горящих углей ада. И если они не оставят это, то Всевышний Аллах будет считать их низшими тварями, такими кто ниже даже последнего глиста, ползающего в экскрементах» (Сахих Бухари и Муслима).


Передают со слов Абу Хурейры, да будет доволен им Аллах, что наш Пророк Мухаммад (с.а.с.) сказал: «Тот, кто перестанет подчиняться и разъединится с Джамаатом и потом умрет, тот примет свою смерть как во времена джахилии. Тот, кто будет сражаться под знаменем крови (т.е. за свое племя), становясь разгневанным из-за чувства асабии (трайбализм/крайний национализм), или будет призывать к асабии, и затем умрет, тот примет свою смерть как во времена джахилии». 

Как мы видим в приведенных хадисах, испытывать слепой, фанатичный патриотизм крайне греховно. Ислам чужда слепая преданность земле, которую в наше время зачастую отождествляют патриотизмом. Запрещено всецело впадать в привязанность к какой-то земле только потому, что ты был рожден на ней. Это же касается и фанатичной преданности какому-либо народу, когда человек руководствуется только тем, чтоон из его числа, живет с ним в одной стране и говорит с ним на одном языке.

В Коране предостаточно аятов, в которых Аллах предостерегает людей от необдуманного фанатичного следования за заблуждениями, которых придерживались их народы, соплеменники, предки и отцы.


Таким же образом, какого бы предостерегающего увещевателя Мы ни отправляли до тебя в какое-либо селение, его изнеженные роскошью жители обязательно говорили: «Воистину, мы нашли своих отцов на этом пути, и мы верно следуем по их стопам». (43:23).


Когда им говорят: «Следуйте тому, что ниспослал Аллах», — они отвечают: «Нет! Мы будем следовать тому, на чем застали наших отцов». А если их отцы ничего не разумели и не следовали прямым путем? (2:170).


«Когда им говорят: «Придите к тому, что ниспослал Аллах, и к Посланнику», – они отвечают: «Нам достаточно того, на чем мы застали наших отцов». Неужели они поступят так, даже если их отцы ничего не знали и не следовали прямым путем?» (5:104)


«Если ты станешь повиноваться большинству тех, кто на земле, они собьют тебя с пути Аллаха. Они лишь следуют предположениям и только лишь измышляют». (6:116).

Приведенные аяты Священного Корана призывают нас думать, размышлать, анализировать окружающую действительность, а не впадать в слепоту и заблуждения, лишь потому, что так делает большинство соотечественников.

Напрашивается вопросы «Как же быть?», «Как мы можем отыскать ту золотую середину в вопросе проявления любви к родине?». Ответ становится очевидным, когда рашираяешь область применения патриотизма. Вполне естественно любить то место, где ты родился, и с которым тебя связывают все воспоминания, место, к которому ты привык и, находясь в котором, твоей душе комфортно.

Когда Посланник Аллаха (сас) покидал Мекку, с большим сожалением произнес:


«...Клянусь Аллахом!… Если бы меня не вывели отсюда, я бы не покинул тебя» (Ахмад, ат-Тирмизи и др.).

Большинство из нас любят свой город, мы в нем родились, все наши детские теплые воспоминания связаны с ним. Нам любим и приятен родной язык и народ. И с точки зрения ислама это вполне нормально. Однако стоит расширить понятие Родина. Чего не могут сделать приверженцы национализма, для которых родина идентификация по крови и территории. А что вкладывает мусульманин в понятие Родина? Для мусульманина родина не только место где он родился и живет и где живут его соотечественники, которым он желает блага, но еще и родина в духовном плане. Мусульманин проявляет любовь к родине и своему народу по-особому, стремясь в первую очередь, улучшить жизнь своих соотечественников, защитить от бед и пороков, привить высшие ценности.

Говоря иначе, выражение: «Любовь к родине – часть веры», - означает проявление усердия на пути Ислама на родной земле. В этом и заключается истинный смысл патриотизма в Исламе. В каком-то смысле положения, заложенные в исламе, связывают нас в этой жизни с той землей, на которой  мы родились и живем. Нам проще вести призыв на родной земле, среди тех людей, с кем мы выросли, кого мы знаем и с кем у нас имеется взаимопонимание. А вот слепая сердечная привязанность к чему-либо в этом мире, например, к своему народу, земле, дому в том числе, которую проявляешь, не проводя анализ истинно и ложно то, на чем они стоят – запретна для мусульманина. Однако испытывать гордость за свои достижения и достижения своего народа в разных областях жизни – вполне нормально. И если смотреть шире, всё, что содержит в себе принципы и положения ислама – является духовной родиной мусульманина. И мы должны в первую очередь быть патриотами Ислама, патриотами уммы. Посланник Аллаха (с.а.с.) любил свою родную землю, свой народ – мусульман, и неважно из какого они были города и какой национальности или племени. Именно в таком широком смысле мусульмане должны воспринимать любовь к родине. С такого ракурса, любая земля, на которой исповедуют принципы Единобожия – это наша родина. И люди, исповедующие Единобожие, нам не чужие, вне зависимости от места их рождения, цвета кожи или национальности, культуры или языка, а также истории. Каждый из нас мусульман во всех точках земного шара вносит посильный вклад в развитие ислама и уммы.

Имам-хатыб

Ногинской Соборной мечети

Абдуррауф-хазрат Фаизов