Проповедь Муфтия Московской области Рушана Аббясова на тему «Великий нрав последнего Пророка», прочитанная 23 ноября 2018 года в Духовном управлении мусульман Рязанской области.
Дорогие братья и сестры!
Ас-саляму алейкум, ва рахматуллахи ва баракатух!
Желаю Вам Мира, милости Всевышнего и его благословение.
Слава Творцу, Создавшему наше мироздание, сотворившему небеса и землю, возлюбившего свои творения среди которых ангелы, джинны, растения, животные и человек, ставший венцом, созданного Богом Вселенной!
Слава Всевышнему, который ниспосылал на Землю Пророков, Посланников и праведных мужей, наставлявших поколения сынов и дочерей Адама (мир Ему) на праведный путь.
Слава Создателю, ниспославшего нам в череде великих избранников, последнего глашатая божественного откровения Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Всевышнего Аллаха), ставшего завершающим Посланником и их благословенной печатью.
Сегодняшнюю проповедь в месяц рождения нашего любимого Пророка, мне бы хотелось посвятить некоторым благородным качествам его великой личности, которых порой так не достает нам, его последователям, забывающим в суете бытия, одну важную мораль – сохранять великое значение слова «человек».
Благословенные дни месяца Раби-аль-Авваль и День рождения Пророка Мухаммада (мир ему) - Мавлид ан-Наби напоминают нам о добре, милосердии, любви и уважении. Однако возникает вопрос, достаточно ли простого напоминания за которым не следует никаких усилий с нашей стороны по воспитанию собственного эго?
В Священном Коране сказано, что Всевышний Аллах послал Последнего Пророка Мухаммада (мир ему и благословение) только как милость и спасение для всех миров.
وَمَا أَرْسَلْنَاكَ إِلا رَحْمَةً لِلْعَالَمِينَ
Это значит, что божественное учение, переданное Пророку, и его личная традиция, помогает человеку не потеряться в этом мире, исполненном соблазнами, и преуспеть в ином мире, когда каждый предстанет на справедливый суд Творца.
Печально констатируя действительность, бросается в глаза пугающая тенденция… увы, далеко не каждый из нас жаждет этого спасения! Далеко не каждый старается жить согласно букве Корана, далеко не все берут жизненным ориентиром личность Пророка, умоляя их значимость тем, что порой напрочь забывают незыблемые истины Ислама.
В Священном Коране о нашем Пророке (мир ему) сказано:
وَإِنَّكَ لَعَلى خُلُقٍ عَظِيمٍ
«Поистине ты – обладатель великого нрава» (сура «аль-Калам», аят 4).
А супруга Пророка Айша, говорила:
كان خلقه القرآن
«его нравом был Коран».
Это в очередной раз подчеркивает великую роль Корана, как книги, формирующей надежный, высоконравственный фундамент личности человека.
Именно благой нрав зачастую был тем фактором, превращавшим вчерашних врагов Пророка в надежных друзей. Доброта, честность, сострадание, милосердие, порядочность – это непросто красивый набор эпитетов, а то из чего состоял нрав любимца Всевышнего.
Естественно, невозможно в одной проповеди коснуться всех качеств Пророка, но на некоторых мне бы хотелось обратить ваше внимание.
Первое качество, крайне актуальное для нас – это честность… … Быть честным это просто и в то же время сложно……. Для того чтобы поставить эксперимент, человеку достаточно в течении суток обратить внимание, насколько он честен в совокупности в своих словах, поступках или мыслях по отношению к себе и окружающим. Говоря сухим языком науки можно сказать, что честность - это моральное качество, отражающее одно из важнейших требований нравственности. Включает правдивость, принципиальность, верность принятым обязательствам, субъективную убежденность в правоте проводимого дела, искренность перед другими и перед самим собой в отношении тех мотивов, которыми человек руководствуется, признание и соблюдение прав других людей на то, что им законно принадлежит.
Если же мы обратимся к истории Пророка, то нам достаточно вспомнить его прозвище, полученное им еще в допророческие времена, а именно: «Аль-Амин» («честный»). Разве из уст Пророка срывалась когда-то лживое слово, раз его соплеменники готовы были поверить ему на слово, что за холмом расположено войско неприятеля? Нет! А значит он был правдив…
Разве не проявил Пророк принципиальность, когда языческая знать пыталась купить его идеалы, предлагая взамен власть, деньги и признание? – Значит, он был принципиален….
Разве не оставляли язычники – мекканцы, хулящие нашего любимого Пророка, ему же имущество на хранение, даже когда он уже получил пророческую миссию? Оставляли, а значит он был верен принятым обязательствам….
Разве Пророк не жертвовал всем, чтобы утвердить слово Творца в сердцах людей? Жертвовал, следовательно, он был убежден в правоте своего дела….
Скажите, не сказал ли наш Пророк:
إن الله عز وجل لا يقبل من العمل إلا ما كان له خالصا وابتغي وجهه
«Поистине, Всевышний Аллах не принимает дела человека, если тот не желал лика Господа своего, если тот не был искренним»? Сказал…, а значит он был искренен….
А не изрек ли наш Пророк во время своего прощального паломничества: «Всё человечество – от Адама и Евы. Араб не имеет никакого превосходства над неарабом, и неараб не имеет никакого превосходства над арабом; белый не имеет никакого преимущества перед чёрным, чёрный не имеет преимущества перед белым; (никто не имеет превосходства над другим), кроме как в благочестии и хорошем нраве?»…. Он говорил эти слова и этому были свидетелями его любимые сподвижники… А значит он свято чтил права людей….
Смотрите, в каждом пункте определения мы видим великую личность Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Всевышнего Аллаха). Быть честным перед Богом, людьми, самим собой – это очень кропотливый труд, за которым стоит стойкость, ответственность, мужество признать собственные ошибки и исправить их, поскольку Пророк говорил, что мусульманин может проявить трусость и даже скупость, но быть лжецом он просто не имеет право!
Говоря о справедливости, щедрости, милосердии и добром нраве Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Всевышнего Аллаха) свидетельствуют также ряд фактов из Его жизни. Еще до получения пророчества наш Пророк (мир ему) отличался таким качеством, как милосердие.
Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Всевышнего Аллаха) никогда не отказывал в помощи другим людям, вне зависимости от их вероисповедания, и готов был отдать последнее, что у него имеется.
А когда в последний раз вы оказывали помощь нуждающимся? Помогали ли сиротам? Навещали больных? Помогли не просто нуждающемуся из вашего окружения, а проявили милосердие по отношению к совершенно чужому вам человеку? Например, перевели пожилого человека через дорогу или помогли донести его тяжелые сумки, приоткрыли дверь кому-то, уступили место в общественном транспорте, даже если сами безумно устали? Задумывались ли вы об этом?
Тысячи преданий и историй гласят о необычайном милосердии Пророка Мухаммада (мир ему). Он любил бывать в обществе бедных людей, навещал их во время болезни, оказывал им помощь, посещал их похороны.
Особое милосердие и внимание Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) оказывал детям - сиротам. В одном из хадисов сказано:
"أَنَا وَكَافِلُ الْيَتِيمِ فِى الْجَنَّةِ هَكَذَا " . وَقَالَ بِإِصْبَعَيْهِ السَّبَّابَةِ وَالْوُسْطَى
“Я и опекающий сироту будем в Раю вот так же (близки)”, и, сказав это, он сделал знак указательным и средним пальцами».
Милосердие Божьего Посланника (мир ему) распространялось не только на людей, но и на все живое, на все творения Всевышнего Аллаха.
Когда Пророк (мир ему) увидел, как Айша (да будет доволен ею Аллах) стала погонять своего верблюда, сказал ей: «Будь милосердна!»
Враги Ислама неоднократно пытались убить Пророка (мир ему), и когда те оказывались перед ним, он прощал их и отпускал, проявляя терпимость, кротость и милосердие даже по отношению к своим врагам.
Вспомним еще один хадис, где говорится, что в одном из сражений Пророка (мир ему) попросили послать проклятие в адрес врагов, на что он ответил:
إِنِّي لَمْ أُبْعَثْ لَعَّانًا وَإِنَّمَا بُعِثْتُ رَحْمَةً
«Я послан как милость, а не как проклинающий».
Посланник Аллаха (мир ему) был наидобрейшим из людей и всегда отвечал добром на зло. Его можно смело назвать воплощением аята Священного Корана, где сказано:
وَلَا تَسْتَوِي الْحَسَنَةُ وَلَا السَّيِّئَةُ ادْفَعْ بِالَّتِي هِيَ أَحْسَنُ فَإِذَا الَّذِي بَيْنَكَ وَبَيْنَهُ عَدَاوَةٌ كَأَنَّهُ وَلِيٌّ حَمِيمٌ
«Не равны добро и зло. Оттолкни зло тем, что лучше, и тогда тот, с кем ты враждуешь, станет для тебя словно близкий любящий родственник». (Фуссыйлят, 34)
Для достижения этих целей человек должен обладать чистотой душой, но это качество, присущее нашему Пророку, объемно, поскольку человек может быть по -настоящему чистым, только тогда когда одинаково чисты его душевное и физическое состояние!
Махатма Ганди — один из руководителей и идеологов движения за независимость Индии сказал: «Я хотел бы знать лучшего из тех, кто сегодня имеет бесспорную власть над сердцами миллионов людей. Я стал более чем уверен, что не меч завоевал Исламу место в то время… Это была непреклонная чистота, высшее самопожертвование Пророка, пристальное выполнение своих обязанностей, его большая преданность своим друзьям и последователям, его отвага, его бесстрашие, его абсолютная вера в Бога и свою собственную миссию».
Что такое чистота? Это совокупное определение. Когда мы говорим о чистоте, то подразумеваем чистоту слов, мыслей и поступков. Но вместе с тем, ни в коем случае не забываем об опрятной чистой одежде, чистоте улицы, дома, улицы, мечети!
По долгу службы, мне часто приходится бывать в разных странах, в частности в странах арабо-мусульманского мира. И знаете, с каким явлением мне пришлось столкнуться? Христианские кварталы в городах зачастую в разы чище мусульманских. А связано это с тем, что не редки случаи, когда люди, убирая у себя дома, выносят мусор, и совершенно не заботятся о чистоте улицы, на которой они проживают, по которой ежедневно ходят их дети.
Пророк Мухаммад (мир ему) говорил:
الطهور شطر الإيمان
«Чистота – эта половина веры», призывая не только сохранять чистоту души и тела, но и бережно относится к окружающей нас среде, очищая землю от скверны и мусора. Наш любимый Пророк (мир ему) всегда был опрятно одет, тело его источало приятнейший аромат благовоний, он сам убирался в своем доме. И мы, мусульмане, должны следовать этому примеру!
Здесь нельзя не вспомнить и такое наставление Посланника Аллаха (мир ему), в котором он говорит, что «Убрать с дороги камень, ветку, кость (то, есть мусор, мешающий людям) является милостыней (садака)».
Вспомним еще одно предание, когда сосед Пророка Мухаммада (мир ему) оставлял каждый день свой мусор перед его дверью. Что делал Пророк? Ждал, пока мусор уберет кто-то другой? Обходил этот мусор стороной? Нет, он убирал этот мусор, тем самым проявляя недюжее терпение и хорошее отношение к своему соседу.
Если мы любим Всевышнего, то не можем не любить Его творения, которыми являются и природа, и человек, и животный и растительный мир! В Исламе человек несет ответственность перед Создателем за сохранность, в том числе, чистоты природы.
Говоря о чистоте, нельзя не вспомнить, о чистоте намерений, слов...и сердца! Какой толк от сладких речей, если в сердце царит желчь?
В одном из хадисов говорится:
أَلاَ وَإِنَّ فِى الْجَسَدِ مُضْغَةً إِذَا صَلَحَتْ صَلَحَ الْجَسَدُ كُلُّهُ ، وَإِذَا فَسَدَتْ فَسَدَ الْجَسَدُ كُلُّهُ . أَلاَ وَهِىَ الْقَلْبُ
«Поистине, есть в теле человека кусочек плоти который, будучи хорошим, делает хорошим и всё тело, а будучи негодным, приводит в негодность и всё тело, и, поистине, кусочком является сердце».
Поэтому, братья и сестры, призываю вас прямо сегодня после пятничной молитвы, избавить свое сердце от желчи, свой язык и мысли от скверны, улицы от мусора!
Дорогие братья и сестры! Испокон веков Рождение Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Всевышнего Аллаха) - Мавлид ан-Наби празднуют во всех регионах нашей страны. В священные дни месяца Раби-аль-Авваль, в 12 день которого отмечается Мавлид ан-Наби, по традиции в мечетях и домах мусульман говорят о благодеяниях и высоконравственных качествах Пророка (мир ему), в его честь произносят молитвы-восхваления салаваты.
В благословенные дни месяца Раби-аль-Авваль молю Всевышнего Аллаха даровать всем нам мира и согласия, счастья и радости, крепкого здоровья и благополучия, душевного равновесия, милости и благоденствия!