Пятничная проповедь Муфтия Московской области Рушана Аббясова, прочитанная 15 ноябяря 2019 года в Мусульманской общине г.о. Шаховская.

Хвала Аллаху, Господу миров, сотворившему все сущее! Слава Творцу, задавшему великий ход времени и миропорядок, разделившему день и ночь, указавшему на разрешенное (хяляль) и запретное (харам), а также заповедовавшему нам великую Истину, доносившуюся до нас всеми пророками и посланниками начиная от прародителя Адама (мир ему) заканчивая печатью божьих Посланников Пророком Мухаммадом (да благословит его Аллах и да приветствует).

Слава Всевышнему, возлюбившему Землю и сделавшую ее обителью для человека, считающегося венцом его тварного мира!

Воздадим благодарность создателю за то, что он вверил нам землю на временное пользование, утвердил горы опорами и распростер Землю, по которой идут сыны и дочери Пророка Адама (мир Ему) в поисках своего удела и уповая на Его Великую Милость! Велик Бог, подаривший нам время, поделив его на эпохи, века, месяцы и дни, среди которых мы приветствуем пятничный день – джума, собирающий нас в домах Всемогущего, дабы мы, ощущая наше зримое единство, напомнили друг другу о вечных ценностях и были той уммой, которая побуждает к одобряемому и удерживает от порицаемого!

Дорогие братья и сестры!

Сегодняшняя проповедь звучит в благословенный месяц Рабиуль-Авваль, в котором свершилось рождение нашего любимого Пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и да приветствует), в связи с чем хотел бы посвятить сегодняшнюю проповедь важности проявления любви к Посланнику Всевышнего.

В нашем мире, где такое чувство, как «любовь», претерпело изменения и во многом девальвировалось в сознании общества, верующему человеку важно помнить и не терять ориентиры, по которым мы можем отличить его от иных, зачастую пагубных инстинктов, умело разжигаемых Сатаной.

Необходимо помнить, что в основе этого чувства лежат такие понятия, как «бескорыстие» и «безусловность». Каждый из нас испытывает подобные чувства по отношению к родителям, супругам, детям, Родине, народу, но далеко не каждый может объяснить это безусловное чувство и ответить содержательно на вопрос: «Почему я люблю?». Не менее сложным является вопрос, касающейся наличия между проявлением этого чувства некой единой связи, то есть первоисточника зарождения любви и ее «отпочкования». Видный профессор психологии Кэролл Изард однажды отметил, что «Существует несколько разновидностей любви, однако меня не покидает ощущение, что все они имеют нечто общее в своей основе, нечто, благодаря чему каждая из них важна и значима для человека, нечто, что проходит красной нитью через все типы любви».

Для нас несомненна иерархия этого чувства, в основе которой кроется любовь ко Всевышнему и его Пророку (мир Ему)!

Всемогущий Аллах ниспослал в Коране:

قُلْ إِن كُنتُمْ تُحِبُّونَ اللَّهَ فَاتَّبِعُونِي يُحْبِبْكُمُ اللَّهُ وَيَغْفِرْ لَكُمْ ذُنُوبَكُمْ وَاللَّهُ غَفُورٌ رَّحِيمٌ

Скажи (О, Пророк): «Если вы любите Аллаха, то следуйте за мной, и тогда Аллах возлюбит вас и простит вам ваши грехи, ведь Аллах — Прощающий, Милосердный».

Неслучайно в благородном хадисе, переданном имамами аль- Бухари и Муслимом говорится: «Не уверует ни один из вас (т.е. не будет его вера полноценной), пока не полюбит меня больше своего ребёнка, своих родителей и всех людей!»

Любовь к Посланнику Всевышнего -  это особое состояние, это особый трепет, даже при одном упоминании о нем. Наверное, нам в полной мере и не понять, не прочувствовать то, как любили Пророка сподвижники (сахабы), и ту атмосферу, которая царила в среде сподвижников. 

Для искренне верующих и любящих Пророка, помимо довольства Всевышнего, в мире вечном уготована особая милость – нахождение в обществе Посланника Аллаха.

От Анаса Ибн Малика (да будет доволен им Аллах) передаётся хадис:

أَنَّ رَجُلًا سَأَلَ النَّبِيَّ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ عَنِ السَّاعَةِ ، فَقَالَ : مَتَى السَّاعَةُ ؟ قَالَ : وَمَاذَا أَعْدَدْتَ لَهَا ؟ قَالَ : لاَ شَيْءَ ، إِلَّا أَنِّي أُحِبُّ اللَّهَ وَرَسُولَهُ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ ، فَقَالَ : أَنْتَ مَعَ مَنْ أَحْبَبْتَ

 «Один человек подошёл к Пророку и спросил его о Судном дне: «Когда наступит Час?». «А что ты приготовил для этого дня?» – спросил Пророк. Он ответил: «Я не приготовил ничего, но я люблю Аллаха и Его Посланника». Тогда Пророк сказал: «Ты будешь с тем, кого ты полюбил».

Впоследствии Анас говорил:

فَمَا فَرِحْنَا بِشَيْءٍ فَرَحَنَا بِقَوْلِ النَّبِيِّ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ : أَنْتَ مَعَ مَنْ أَحْبَبْتَ

«И ничему не радовались мы так сильно, как словам Посланника Аллаха: «Ты будешь с тем, кого ты полюбил».

А потом добавил:

فَأَنَا أُحِبُّ النَّبِيَّ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ وَأَبَا بَكْرٍ وَعُمَرَ ، وَأَرْجُو أَنْ أَكُونَ مَعَهُمْ بِحُبِّي إِيَّاهُمْ وَإِنْ لَمْ أَعْمَلْ بِمِثْلِ أَعْمَالِهِمْ

«Ведь я люблю Мухаммада, Абу Бакра и Умара и надеюсь, что буду вместе с ними в Раю по причине моей любви к ним, хотя я и не совершил такие деяния, какие они совершали». (Бухари)

12 Рабиуль-Авваля, традиционно считаемый частью ученых днем рождения Посланника Всевышнего, также является и днем его кончины. Это был самый тяжелый и печальный день для мусульман.

Доведя до людей вверенное ему, Пророк почувствовал приближение конца его пребывания на этой земле. Незадолго до своей кончины, Посланник Аллаха начал прощаться с живыми и мертвыми.

Отправляя в очередной раз в Йемен Муаза ибн Джабаля для донесения Корана в эти земли, Посланник Аллаха сказал:

يَا مُعَاذُ ، إِنَّكَ عَسَى أَنْ لَا تَلْقَانِي بَعْدَ عَامِي ، وَلَعَلَّكَ أَنَّ تَمُرَّ بِمَسْجِدِي وَقَبْرِي 

«О, Муаз! Возможно, что в следующем году ты уже не встретишь меня.  Ты сможешь посетить разве что мою могилу и мечеть».

Передают со слов Укбы ибн Амира:

أَنَّ النَّبِيَّ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ خَرَجَ يَوْمًا فَصَلَّى عَلَى أَهْلِ أُحُدٍ صَلَاتَهُ عَلَى الْمَيِّتِ ثُمَّ انْصَرَفَ إِلَى الْمِنْبَرِ فَقَالَ إِنِّي فَرَطٌ لَكُمْ وَأَنَا شَهِيدٌ عَلَيْكُمْ وَإِنِّي وَاللَّهِ لَأَنْظُرُ إِلَى حَوْضِي الْآنَ وَإِنِّي أُعْطِيتُ مَفَاتِيحَ خَزَائِنِ الْأَرْضِ أَوْ مَفَاتِيحَ الْأَرْضِ وَإِنِّي وَاللَّهِ مَا أَخَافُ عَلَيْكُمْ أَنْ تُشْرِكُوا بَعْدِي وَلَكِنْ أَخَافُ عَلَيْكُمْ أَنْ تَنَافَسُوا فِيهَا

«Пророк совершил джаназа намаз за тех, кто пал в сражении при Ухуде (А с тех пор прошло уже 8 лет). После этого он поднялся на минбар и сказал:

«Поистине я опережу вас и буду свидетельствовать о вас. Назначенное место встречи со мной -  у водоема аль-Хауд. Клянусь Аллахом, я не боюсь, что после моей смерти вы станете многобожниками, но боюсь, что вы будете соперничать друг с другом из-за мирских благ».

Укба (человек, который передал этот хадис) сказал:

«Это был последний раз, когда я видел Пророка, стоящим на минбаре».

Через 2 или 3 месяца после прощального хаджа посланник Аллаха заболел. Болезнь стала усиливаться, пока окончательно не свалила его с ног. Пророк, который едва отрывал ноги от земли, поддерживаемый с двух сторон своим дядей Аббасом и двоюродным братом Али, перешел в комнату своей жены Аиши.

Посланник Аллаха повелел проводить намазы с людьми Абу Бакру.

В понедельник утром люди выстроились для утреннего намаза рядами. Пророку немного полегчало, он поднял занавеску комнаты Аиши и стал смотреть на них, стоя у дверей. Его лицо было подобно листу бумаги с аятами Корана. А потом он улыбнулся, и при виде Пророка люди были готовы вскочить со своих мест от радости. Тем временем Абу Бакр отошел назад, уступая место Пророку, однако Пророк сделал им знак, чтобы они продолжали намаз, после чего вошел в комнату и опустил занавеску. Всевышний Аллах пожелал показать своему Пророку плоды его многолетней работы, и, увидев стоящих рядами мусульман, словно монолитная стена плечом к плечу друг к другу, с трепетом относящихся к своей молитве, его сердце наполнилось радостью. 

Посланник Аллаха скончался в конце того же дня…

В книге Али Мухаммада ас-Салляби, посвященной жизни Пророка Мухаммада (да благословит Его Аллах и да приветствует) говорится, что Пророк Мухаммад (мир Ему) произнес:

«О Аллах! Прости меня, помилуй меня и позволь оказаться мне в высшем обществе!»

Что же это за высшее общество? Пророк во время болезни часто повторял аят, который дает ответ на этот вопрос:

وَمَن يُطِعِ اللَّهَ وَالرَّسُولَ فَأُولَئِكَ مَعَ الَّذِينَ أَنْعَمَ اللَّهُ عَلَيْهِم مِّنَ النَّبِيِّينَ وَالصِّدِّيقِينَ وَالشُّهَدَاءِ وَالصَّالِحِينَ وَحَسُنَ أُولَئِكَ رَفِيقًا

«Те, которые повинуются Аллаху и Посланнику, окажутся вместе с пророками, правдивыми мужами, павшими мучениками и праведниками, которых облагодетельствовал Аллах. Как же прекрасны эти спутники!» (сура ан ан-Ниса, 69 аят)

Когда людям сказали, что Посланник Всевышнего покинул этот мир, люди стали тихо плакать, душимые слезами.

Пророка омыли, не снимая с него одежды. Затем завернули в 3 белых савана из Йемена. После этого люди стали заходить в комнату Аиши и совершать джаназа намаз. Сначала мужчины, потом дети, потом женщины. В ночь со вторника на среду тело Пророка предали земле.

Ибн Маджа и др. передают слова Анаса:

لمَّا كانَ اليومُ الَّذي دخلَ فيهِ رسولُ اللَّهِ صلَّى اللَّهُ عليْهِ وسلَّمَ المدينةَ أضاءَ منْها كلُّ شيءٍ، فلمَّا كانَ اليومُ الَّذي ماتَ فيهِ أظلمَ منْها كلُّ شيءٍ، وما نفَضنا عنِ النَّبيِّ صلَّى اللَّهُ عليْهِ وسلَّمَ الأيديَ حتَّى أنْكَرنا قلوبَنا

«В тот день, когда Пророк въехал в Медину все в ней озарилось светом, а в тот день когда он умер, все в ней погрузилось во мрак. Похоронив Пророка, мы еще не успели стряхнуть с наших рук землю, как уже почувствовали изменение в наших сердцах».

Любить Пророка – это значит изучать его жизненный путь, следовать его Сунне, поступать так, как поступал Пророк.

У нас по отношению к Посланнику Аллаха есть определенные обязанности:

- Искренняя вера в его пророчество;

- Обязательное повиновение ему и боязнь его ослушания;

- Брать пример с него во всех делах;

- Любовь к нему, более сильная чем к самому себе и всему на свете;

- Уважение к нему и оказание ему почтения;

- Призыв на него благословения (чтение салавата);

Абу Дауд и др. передают достоверный хадис:

إن من أفضلِ أيامِكم يومَ الجمعةِ فأكثروا علَيَّ من الصلاةِ فيه فإن صلاتَكم معروضةٌ عليَّ

Поистине, пятница относится к числу наилучших ваших дней, так почаще же читайте салават мне в этот день, ибо поистине ваши салаваты будут показаны мне.

Я призываю в первую очередь себя, а затем и вас в этот благословенный день быть еще более усердными в поминании Пророка.

Каждый из нас должен проанализировать свои поступки, слова и дела. Спросить себя, какое место Посланник Всевышнего занимает в наших сердцах. Если бы Пророк был рядом сейчас и видел меня, одобрил бы он мои действия, был бы доволен моим нравом и не стыдно ли было перед Пророком за мой Ислам.