Уважение к старшим
Хвала Аллаху Господу миров, мира и благословления посланнику Аллаха. Я свидетельствую, что нет божества достойного поклонения кроме Аллаха, нет Ему сотоварища, а так же свидетельствую что Мухаммад, Его раб и посланник.
А затем:
Ислам призывает и учит людей уважению старших, выказывая им должный почет и уважение, и запретил доставлять им вред или выказывать перед ними свое превосходство. Пророк сказал: Не из нас те, кто не выказывает милости нашим молодым и не уважает наших старших. Не важно, по какой причине некоторые люди не соблюдают это правило – по причине незнания, по причине отсутствия хороших манер или еще по какой причине, но ясно одно – необходимо постоянное напоминание о таком важном вопросе в Исламе, как выказывание должного уважения и почета к старшим.
Пророк сказал: Тому, кто оказывал должный почет и заботился о старших, Аллах пошлет ему того, кто будет заботиться о нем самом в старости.
Одним из величайших аспектов Корана является то, как он говорит об отношении к старшим, особенно к родителям, когда они уже в том возрасте, когда они особенно нуждаются в заботе и любви ближних. И обязанность детей проявить заботу о тех, кто столько лет брал их под свое крыло.
Аллах сказал в Коране:
Воздают ли за добро иначе, чем добром?
О братья и сестры, когда вы выказываете уважение к старшим, тем самым вы выказываете уважение к Аллаху. Посланник Аллаха сказал: Выказывать уважение по отношению к седому мусульманину является возвеличиванием Аллаха.
Посланник Аллаха велел проявлять уважение к старшим в застолье, в собраниях, отдавать предпочтение в дарении подарков. Передается от Ибн Умара, да будет доволен ими обоими Аллах, что Пророк сказал: Я видел во сне себя самого, пользующегося мисваком. И ко мне подошли двое, один из них был старше, другой молодой. Я предложил мисвак молодому, и мне было сказано: Старшему! И я передал мисвак старшему.
У старейшин больший жизненный опыт, и знания, накопленные на протяжении многих лет, в своих действиях они руководствуются этим знанием, и если в своих отношениях и взаимодействиях вы будете советоваться с ними, то это не только выказывание хороших манер с вашей стороны, но и та мудрость, влияние которой вы обнаружите на ваших делах и решениях, и вы обретете благословение в своей жизни.
Правильным по исламской этике будет всегда ставить впереди старших, и начинать после них, когда вы приступаете к еде и питью, дожидаться и пропускать их вперед на входе или выходе, и уделять им те места, которые им удобны и которого они заслуживают, учитывая их возраст и жизненный опыт. Посланник Аллаха сказал:
Относитесь к людям так, как к ним подобает относиться.
И Пророк следовал этому, и сахабы тоже, это являлось частью их поведения и манер.
Однажды, группа людей пришла в гости к Посланнику Аллаха , и сподвижники были рады видеть их, и они расступились открывая дорогу этой группе, пока те не присели рядом с Пророком , и тогда Посланник Аллаха спросил: Кто среди вас старший или лидер? Все люди из группы указали на человека по имени Аль-Мунзир бин А'из, а уже тогда из традиций арабов было уступать старейшинам место впереди, так Аль-Мунзир встал и подошел, и усадился по правую руку от Пророка , и Посланник Аллаха поприветствовал его и выказал ему особое внимание и гостеприимство, и расспросил его о его местах.
В другом случае, однажды, один нуждающийся человек пришел к матери правоверных Аише, да будет доволен ею Аллах, и попросил денег и еды, она дала ему что он просил и он ушел, потом пришел к ней старик, так же нуждающийся, и Аиша (р.а.) приготовила для него место и усадила его и накормила его едой, обслуживая сама, и когда старик ушел, наблюдавшие спросили ее об увиденном. Она ответила: Нам было приказано относиться к людям так, как им подобает.
Так же, в вопросе предводительства в молитве, Посланник Аллаха сказал: Пусть среди вас предводительствует в молитве тот, кто лучше знает Коран, если все его знают одинаково, то тот, кто лучше знает сунну, если же и его все знают на равном уровне, то тот, кто раньше совершил переселение, и если в этом они одинаковы, то тот, кто старше по возрасту. Это же относится и к фомированию рядов за имамом в молитве, когда молодые уступают место впереди или в центре старшим, и распологаются позади или ближе к краю ряда. Таким образом сама по себе молитва демонстрирует принципы уважения старших в Исламе, и Посланник Аллаха тщательно обучал этому сподвижников, а так же тому, что молодые должны стараться первым приветствовать старших и в разговоре предоставлять им первое слово. Однажды к Пророку пришли три человека, и самый младший из них, по имени Абдуррахман начал говорить, и Посланник Аллаха тут же остановил его, сказав: Со старших! Со старших! То есть он имел ввиду пусть старший из них первым выскажется.
Права старших утверждаются в Исламе тем больше, чем они ближе к вам, как например, родители, родственники, соседи. И у таких людей в два раза больше прав, чем у остальных, и если вам придется дать им совет на случай совершенной ими ошибки, то вы должны быть предельно острожны в выборе слов, и то, как вы это им говорите, и убедиться, что ваши слова не обидят или не унизят слушающего.
В Коране приводится очень хороший пример нам всем по этому поводу, когда Пророк Ибрахим, мир ему, применил очень красивый подход к своему отцу, который придавал Аллаху сотоварищей. Советуя и высказывая свое мнение он всегда выказывал уважение к своему отцу. В Коране говорится:
41. Помяни в Писании Ибрахима (Авраама). Он был правдивейшим человеком и пророком. Вот он сказал своему отцу: "Отец мой! Почему ты поклоняешься тому, что не слышит и не видит и не принесет тебе никакого избавления?
То есть, как мы можем видеть, Ибрахим (а.с.) не сказал отцу «Ты мушрик, и Аллах накажет тебя за это», а мягко призвал его. Затем он сказал:
Отец мой! Мне открылось знание, которое не было открыто тебе. Последуй же за мной, и я поведу тебя верным путем. Заметим, что он не сказал что-то вроде «Я умнее тебя» или «Я образованнее тебя и знаю лучше тебя». Затем он добавил:
Отец мой! Не поклоняйся сатане, ибо сатана ослушался Милостивого. И здесь он не сказал, например, «Ты поклоняешься шайтану!». А в следующем аяте он выказал свою любовь и заботу об отце, сказав:
Отец мой! Я боюсь, что тебя постигнет наказание от Милостивого и что ты станешь помощником сатаны. И он не сказал «Если ты не послушаешь меня, то Аллах бросит тебя в Огонь!». И даже когда отец ответил ему жестко, то он продолжал говорить с уважением к отцу: Он сказал: "Неужели ты отворачиваешься от моих богов, Ибрахим (Авраам)? Если ты не перестанешь, то я непременно побью тебя камнями. Оставь же меня надолго!". Он сказал: "Мир тебе! Я буду просить моего Господа простить тебя. Воистину, Он снисходителен ко мне. Я удаляюсь от вас и от того, чему вы поклоняетесь помимо Аллаха, и обращаюсь с мольбой к моему Господу. Быть может, благодаря молитвам к моему Господу я не буду несчастен". Когда он удалился от них и от того, чему они поклонялись помимо Аллаха, Мы даровали ему Исхака (Исаака) и Йакуба (Иакова). Каждого из них Мы сделали пророком.
О мусульмане, бойтесь Аллаха и следуйте упомянутям правилам в обращении со старшими, постоянно напоминайте себе об этом и учите этому своих детей, не забывайте права ваших отцов и матерей, так как они имеют большие права на вас, за которые Аллах спросит с вас, и всегда следуйте этим манерам во всех жизненных ситуациях, заработайте довольство вашего Господа.
Хвала Аллаху Господу миров, мира и благословления нашему любимому Пророку Мухаммаду, его семье и сподвижникам.