Упование на Аллаха
Братья и сестры! Поиск удела является естественной потребностью всех живых созданий. И мы наблюдаем, как каждое утро торговцы, земледельцы и разного рода рабочие выходят, чтоб добыть пропитание для себя и для своей семьи.
И часто бывает так, что стремление обеспечить себе стабильный заработок, стремление защитить своих детей от нужды заставляют людей прибегать к обману, лжи и мошенничеству. Неудержимая страсть к богатству, жизненные невзгоды, наличие врагов и недоброжелателей – все это зачастую приводит некоторых людей в отчаяние, вследствие чего они начинают искать выход недостойным и сомнительным путем.
И часто бывает так, что стремление обеспечить себе стабильный заработок, стремление защитить своих детей от нужды заставляют людей прибегать к обману, лжи и мошенничеству. Неудержимая страсть к богатству, жизненные невзгоды, наличие врагов и недоброжелателей – все это зачастую приводит некоторых людей в отчаяние, вследствие чего они начинают искать выход недостойным и сомнительным путем.
Однако Ислам категорически запрещает, чтобы в погоне за пропитанием, человек очернил себя чем-либо из этих поступков. Так, где же в таком случае выход? Каково же решение этой проблемы? Как выйти из этой ситуации, когда люди буквально поедают друг друга в борьбе за имущество, особенно в наше с вами время?!
Послушайте хадис вашего пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует.
Сказал Умар бин аль-Хаттаб, да будет доволен им Аллах: «Я слышал, как Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, говорит:
«Если бы вы уповали на Аллаха должным образом, то наделил бы Он вас пропитанием подобно тому, как наделяет птиц: вылетают с утра голодными и возвращаются вечером сытыми» (Ахмад, ат-Тирмизи).
И сказал Ибн Мас`уд, да будет доволен им Аллах:
«Из слабости убежденности является стремление к довольству людей посредством того, что вызывает гнев Аллаха; а также их хвальба за пропитание, которым наделил Аллах: не приносит его (пропитание) стремление стремящегося, и не отвергает его нежелание отказывающегося. И Аллах Всевышний Своей справедливостью сделал спокойствие и радость в убежденности и довольстве, и сделал Он беспокойство и печаль в сомнении и проявлении недовольства».
Умма мусульман! Упование на Аллаха является великим поклонением, которое Он, Всевышний, предписал Своим верующим рабам.
Сказал Аллах:
«Аллаху ведомо сокровенное на небесах и на земле, и к Нему возвращается всякое дело. Посему поклоняйся Ему и уповай на Него, ибо Господь твой не находится в неведении о том, что вы совершаете» (Худ, 123).
И сказал также:
«Уповай на Живого, Который не умирает, и прославляй Его хвалой. Довольно того, что Он ведает о грехах Своих рабов» (Различение, 58).
И сказал:
«И уповай на Могущественного, Милосердного» (Поэты, 217).
И сказал:
«Уповай на Аллаха, и довольно того, что Аллах является Попечителем и Хранителем!» (Сонмы, 3).
Передается от Абу Хурейры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
«Зайдет в Рай группа людей, сердца которых подобны сердцам птиц» (Муслим).
И в пояснении этого было сказано, что имеются в виду уповающие на Аллаха; также было сказано, что подразумеваются обладатели мягких сердец.
Мои братья и сестры! Ат-тауаккуль – это правдивость сердца в уповании на Аллаха в пользе и вреде; также это правдивость, вера, спокойствие, уверенность в Аллахе, надежда сопровождаемая делами, а также решительность, которою не могут поколебать никакие трудности.
Сказал Ибн аль-Кайим, да помилует его Аллах:
«Ат-тауаккуль – это половина веры, а вторая половина – это инаба (возвращение к Аллаху с покаянием). И пообещал Аллах тем, которые уповают на него, великую награду. И пришло в двух достоверных сборниках (имеются в виду сборники имамов аль-Бухари и Муслима) в хадисе о семидесяти тысячах, которые зайдут в Рай без расчета и наказания: «Они те, которые не просят, чтоб на них почитали заклинания, не используют прижигания, не были суеверны и полагались на своего Господа» ».
А что касается того, кто оставляет причины и предпосылки, узаконенные шариатом, то это не имеет никакого отношения к понятию ат-тауаккуль. Например, как тот, кто говорит: «Я не ищу своего удела и не стремлюсь к нему: если мне было предписано быть богатым, то я стану таковым без труда и усилий, если же нет, то нет никакого смысла утомлять себя». И без сомнений такое рассуждение является заблуждением. Напротив, человек должен трудиться, искать свой удел и зарабатывать, как указал на это Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, в приведенном выше хадисе в описании птиц: «вылетают с утра голодными и возвращаются вечером сытыми». И посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, описал уповающего двумя качествами: стремлением к уделу (так как птицы не сидят у себя в гнездах, напротив они вылетают с утра) и сильным полаганием на Создателя причин. Кто же утратил что-либо из этих двух качеств, тот действительно потерпел убыток. Тот же, кто использовал узаконенные шариатом причины и при этом полагался на своего Господа, затем в случае успеха благодарил Его, а в случае неудачи проявлял терпение, тот действительно достиг блага.
Говорит Са`ид ибн Джубейр, да помилует его Аллах: «Упование на Аллаха – это вместилище имана».
Сказали некоторые из предшественников:
«Достаточным посредником для приближения к Нему (к Аллаху) является то, чтоб Он знал, как сильно ты уповаешь на Него».
И одним из самых главных вещей, которые помогают в осуществлении этого поклонения, является познание Имен и Атрибутов Всевышнего Аллаха.
Мои братья и сестры! Удивительно, как тот, кто, узнав, что он нуждается в Господе во всех своих делах, не уповает на Него?!
Как тот, кто, осознав свою слабость, не прибегает и не просит помощи своего Владыки?!
Как тот, кто, убедившись, что Аллах более милостив к своим рабам, чем мать к своему ребенку, не проявляет спокойствия, поручив Ему свое дело?!
Как тот, кто, поняв, что Аллах является Мудрым, проявляет недовольство по отношению к Его предопределению?!
Так слушай же, о, тот, кто хочет достигнуть блага! Не достигнешь ты его без приложения усилий и полагания на Господа миров.
О, тот, кто борется со своей душой в оставлении запретного! Не получится у тебя этого, кроме как посредством твоей крепкой привязанности к Знающему сокровенное. Поистине, тот, кто положился на Аллаха, то этого для него будет достаточным; кто прибегнул за помощью к Аллаху и укрепил свою привязанность к Нему, тому Аллах Всевышний исправит его мирскую жизнь и жизнь вечную.
А тот же, кто обольстился своей силой и отвернулся от своего Господа, тот потерпел очевидный убыток в этом мире и мире грядущем.
Сколько слабых людей поручило свои дела Аллаху, и Он помог им?! И сколько сильных людей обольстилось своим имуществом, своим авторитетом, своей властью, своей силой, и все это оставило их и подвело в самый решающий момент?!
Нет помощи и успеха, кроме как от Аллаха. И не будет человек осчастливлен, кроме как посредством подчинения Аллаху, помимо которого нет никого достойного поклонения.
Послушайте хадис вашего пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует.
Сказал Умар бин аль-Хаттаб, да будет доволен им Аллах: «Я слышал, как Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, говорит:
«Если бы вы уповали на Аллаха должным образом, то наделил бы Он вас пропитанием подобно тому, как наделяет птиц: вылетают с утра голодными и возвращаются вечером сытыми» (Ахмад, ат-Тирмизи).
И сказал Ибн Мас`уд, да будет доволен им Аллах:
«Из слабости убежденности является стремление к довольству людей посредством того, что вызывает гнев Аллаха; а также их хвальба за пропитание, которым наделил Аллах: не приносит его (пропитание) стремление стремящегося, и не отвергает его нежелание отказывающегося. И Аллах Всевышний Своей справедливостью сделал спокойствие и радость в убежденности и довольстве, и сделал Он беспокойство и печаль в сомнении и проявлении недовольства».
Умма мусульман! Упование на Аллаха является великим поклонением, которое Он, Всевышний, предписал Своим верующим рабам.
Сказал Аллах:
«Аллаху ведомо сокровенное на небесах и на земле, и к Нему возвращается всякое дело. Посему поклоняйся Ему и уповай на Него, ибо Господь твой не находится в неведении о том, что вы совершаете» (Худ, 123).
И сказал также:
«Уповай на Живого, Который не умирает, и прославляй Его хвалой. Довольно того, что Он ведает о грехах Своих рабов» (Различение, 58).
И сказал:
«И уповай на Могущественного, Милосердного» (Поэты, 217).
И сказал:
«Уповай на Аллаха, и довольно того, что Аллах является Попечителем и Хранителем!» (Сонмы, 3).
Передается от Абу Хурейры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
«Зайдет в Рай группа людей, сердца которых подобны сердцам птиц» (Муслим).
И в пояснении этого было сказано, что имеются в виду уповающие на Аллаха; также было сказано, что подразумеваются обладатели мягких сердец.
Мои братья и сестры! Ат-тауаккуль – это правдивость сердца в уповании на Аллаха в пользе и вреде; также это правдивость, вера, спокойствие, уверенность в Аллахе, надежда сопровождаемая делами, а также решительность, которою не могут поколебать никакие трудности.
Сказал Ибн аль-Кайим, да помилует его Аллах:
«Ат-тауаккуль – это половина веры, а вторая половина – это инаба (возвращение к Аллаху с покаянием). И пообещал Аллах тем, которые уповают на него, великую награду. И пришло в двух достоверных сборниках (имеются в виду сборники имамов аль-Бухари и Муслима) в хадисе о семидесяти тысячах, которые зайдут в Рай без расчета и наказания: «Они те, которые не просят, чтоб на них почитали заклинания, не используют прижигания, не были суеверны и полагались на своего Господа» ».
А что касается того, кто оставляет причины и предпосылки, узаконенные шариатом, то это не имеет никакого отношения к понятию ат-тауаккуль. Например, как тот, кто говорит: «Я не ищу своего удела и не стремлюсь к нему: если мне было предписано быть богатым, то я стану таковым без труда и усилий, если же нет, то нет никакого смысла утомлять себя». И без сомнений такое рассуждение является заблуждением. Напротив, человек должен трудиться, искать свой удел и зарабатывать, как указал на это Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, в приведенном выше хадисе в описании птиц: «вылетают с утра голодными и возвращаются вечером сытыми». И посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, описал уповающего двумя качествами: стремлением к уделу (так как птицы не сидят у себя в гнездах, напротив они вылетают с утра) и сильным полаганием на Создателя причин. Кто же утратил что-либо из этих двух качеств, тот действительно потерпел убыток. Тот же, кто использовал узаконенные шариатом причины и при этом полагался на своего Господа, затем в случае успеха благодарил Его, а в случае неудачи проявлял терпение, тот действительно достиг блага.
Говорит Са`ид ибн Джубейр, да помилует его Аллах: «Упование на Аллаха – это вместилище имана».
Сказали некоторые из предшественников:
«Достаточным посредником для приближения к Нему (к Аллаху) является то, чтоб Он знал, как сильно ты уповаешь на Него».
И одним из самых главных вещей, которые помогают в осуществлении этого поклонения, является познание Имен и Атрибутов Всевышнего Аллаха.
Мои братья и сестры! Удивительно, как тот, кто, узнав, что он нуждается в Господе во всех своих делах, не уповает на Него?!
Как тот, кто, осознав свою слабость, не прибегает и не просит помощи своего Владыки?!
Как тот, кто, убедившись, что Аллах более милостив к своим рабам, чем мать к своему ребенку, не проявляет спокойствия, поручив Ему свое дело?!
Как тот, кто, поняв, что Аллах является Мудрым, проявляет недовольство по отношению к Его предопределению?!
Так слушай же, о, тот, кто хочет достигнуть блага! Не достигнешь ты его без приложения усилий и полагания на Господа миров.
О, тот, кто борется со своей душой в оставлении запретного! Не получится у тебя этого, кроме как посредством твоей крепкой привязанности к Знающему сокровенное. Поистине, тот, кто положился на Аллаха, то этого для него будет достаточным; кто прибегнул за помощью к Аллаху и укрепил свою привязанность к Нему, тому Аллах Всевышний исправит его мирскую жизнь и жизнь вечную.
А тот же, кто обольстился своей силой и отвернулся от своего Господа, тот потерпел очевидный убыток в этом мире и мире грядущем.
Сколько слабых людей поручило свои дела Аллаху, и Он помог им?! И сколько сильных людей обольстилось своим имуществом, своим авторитетом, своей властью, своей силой, и все это оставило их и подвело в самый решающий момент?!
Нет помощи и успеха, кроме как от Аллаха. И не будет человек осчастливлен, кроме как посредством подчинения Аллаху, помимо которого нет никого достойного поклонения.