Сплетня является одним из самых серьёзных прегрешений. В Коране Аллах дал этому греху самую отвратительную характеристику, сказав:
«О те, которые уверовали! Избегайте многих предположений, ибо некоторые предположения являются грехом. Не следите друг за другом и не злословьте за спиной друг друга. Разве понравится кому-либо из вас есть мясо своего покойного брата, если вы чувствуете к этому отвращение? Бойтесь Аллаха! Воистину, Аллах-Принимающий покаяния, Милосердный» (Коран 49: 12).
Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) дал нам чёткое определение сплетни, сказав: «Знаете ли вы что такое сплетня?», (Сподвижники) сказали: «Аллах и Его Посланник знают лучше», тогда он сказал им: «Это упоминание твоего брата тем, что ему не нравится». (Один человек) спросил: «А что если в моем брате действительно есть то, о чём я говорю?». Пророк (мир ему и благословение Аллаха) ответил:«Если в нём есть то, о чем ты сказал, то ты сделал сплетню на него, а если в нём нет того, о чем ты сказал, то ты сделал на него навет» (Муслим).
Сплетни запрещены, это преступление против чести мусульманина. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Кровь, имущество и честь любого мусульманина являются запретными для другого мусульманина»(Муслим).
Сплетня может совершаться словом, жестом, покачиванием головы, намеком, подмигиванием, вытягиванием губ, письмом, и даже едва заметным движением. Любое действие, которое несет информацию, понятную окружающим, может быть оценено как сплетни. Аиша (да будет доволен ею Аллах) сказала: «Однажды к нам вошла женщина, а когда она ушла, я жестом показала, что она невысокая, на что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:«Ты сплетничаешь о ней».
Мотивы, побуждающие к сплетням
Иногда человек сплетничает из солидарности с товарищами.Возможно, он знает, что тот, на кого наговаривают, абсолютно непричастен к наговорам или в нем присутствует данный недостаток лишь отчасти. Но не смотря на это слушающий сплетни молчит, потому что боится прервать беседу и не желает показаться занудой в глазах друзей, нарушив при этом дружественную атмосферу.
Иногда сплетни произносятся под прикрытием праведности, и в красиво оформленном виде. Например, человек может сказать: «Я не имею привычки говорить о людях что-то плохое и не люблю сплетни и наговоры, но просто хочу вам рассказать про …» и т.д. «Клянусь Аллахом, этот бедолага хороший малый, однако он делает то-то и то-то». Или он делает вид, что не хочет сплетничать и говорит: «Оставьте его, да простит Аллах нас и его», но на самом деле он хочет обелить себя и опорочить брата.
Издевательство над людьми также является сплетней. Человек шутит за спиной у своего брата, смеется над ним, издевается, язвит и ехидничает, считая его ниже себя.
Сплетня может быть замаскирована под удивление.Это происходит, когда человек говорит слова, вроде «Я поражен, зачем он делает так-то и так-то» или «Я удивляюсь, почему он не делает то-то и то-то».
Иногда сплетня скрывается под вздохами сочувствия.Например, когда говорят: «Да, бедолага, жалко его, меня печалит, что с ним так случилось», или «Он был хорошим парнем, жаль, что он да такого докатился». Слушающий может подумать, что сплетник обеспокоен судьбой своей жертвы и сердце его переполнено сочувствием, но на самом деле он говорит это с целью очернить брата в глазах людей.
Порой сплетня может выражаться в порицании чего-то плохого, но не в лицо, а за спиной. Сплетник хочет показать, что он просто осуждает дурной поступок, чтобы это было примером для людей, дабы другие так не поступали, но на самом деле, его цель заключается не в том, чтобы исправить своего брата, а наоборот, опозорить его перед людьми.
Опасность сплетней
Несомненно сплетни представляют собой большую опасность для того кто их произносит, как в этом мире, так и в Следующем. Однако, не смотря на это, люди не просто пренебрегают этим грехом, они делают его украшением собраний. Причина распространения данного явления – недостаточное осознание его опасности. Далее приводим хадисы, касающиеся сплетней.
Сообщается, что Аиша (да будет доволен ею Аллах) сказала: «Я сказала: «…О Посланник Аллаха, достаточно уже того, что Сафия не высокая», на что он сказал:«Если бы твои слова были смешаны с водой моря, то они бы повлияли на неё». (прим. т.е: даже морская вода испортилась бы, несмотря на то, что соленая вода и так обладает специфическим запахом и меньше пресной воды подвержена порче и изменению, под воздействием дурнопахнущих веществ).
Сообщается от Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах), что один человек признался в совершении прелюбодеяния перед Посланником Аллаха(мир ему и благословение Аллаха) четыре раза, после чего Пророк применил к нему (соответствующее) наказание[1]. Затем Посланник(мир ему и благословение Аллаха)услышал разговор двух людей из числа ансаров, один из них сказал своему товарищу: «Смотри на этого, которого покрыл Аллах, но он не оставил себя, пока не был забит как собака». Посланник Аллаха(мир ему и благословение Аллаха)промолчал. Они шли некоторое время и проходили мимо трупа осла, у которого уже вздулось брюхо, тогда Пророк сказал:
-Где те двое?(Назвав их по именам).
Они сказали:
- Вот мы, о, Посланник Аллаха.
Он сказал им:
-Ешьте труп этого осла.
Они сказали:
- О, Посланник Аллах, да простит тебя Аллах, кто же будет кушать такое!?
Тогда он сказал:
-То, что вы недавно сделали по отношению к вашему брату, хуже, чем поедание этого трупа. И я клянусь Тем, в чьей Руке моя душа, что этот человек сейчас плавает в реках Рая и ныряет в них»(Этот хадис передал Ахмад, достоверный).
Дорогой брат мусульманин, сестра мусульманка, сплетней является любое слово, которое ты говоришь в отсутствии своего брата (сестры), которое не понравилось бы ему (ей), если бы он(а) услышал(а) его. К сплетням относится любое отрицательное упоминание о брате (сестре), будь то критика его (ее) религиозности, внешности, происхождения, поведения, порицание его слов и дел или плохой отзыв о его (ее) одежде и т.п.
Сплетни о внешности.К этому относится, например, упоминание о плохом зрении, косоглазии, смуглости кожи и о любых физических недостатках. Упоминание об особенностях телосложения своего брата (сестры) допускается только в том случае, если данное качество является его (ее) отличительной чертой, и нет другого способа описать его (ее), но при условии, что это не обидит его (ее).
Сплетни о происхождении. Например, если кто-то скажет нечто плохое об отце или деде мусульманина, или скажет: «Этот человек из плохой семьи или из плохого рода», или если скажет, что предки такого-то человека были грешниками, никчемными людьми и т.п. Любое упоминание о происхождении человека, которое ему не понравится, является сплетней.
Сплетни о нраве. К этому виду относятся слова вроде «У него невыносимый характер», «с ним тяжело разговаривать», «он скупой человек», «этот брат вспыльчивый и быстро гневается», «он всегда безрассудно поступает», «такой-то всегда куда-то торопится» и любые другие подобные высказывания.
Сплетни, связанные с критикой религиозности. К этим сплетням относятся обвинения, такие как, например: лжец, предатель, алкоголик и т.п., а также: «он пренебрегает молитвой», «этот брат не правильно делает поклоны во время намаза», «такой-то не почитает своих родителей», «этот человек не воздерживается ото лжи и сквернословия».
Сплетни, связанные с критикой мирских дел. Например, слова: «Он невоспитанный», «этот парень невнимателен к людям и никого не уважает», «он безответственен», «этот брат думает, что все люди в долгу перед ним», «он очень многословен», «он все время спит», «этот человек всегда путается под ногами» «он все не правильно делает и руки у него не там пришиты» и т.п.
Сплетни об одежде. К этому виду относится любое высказывание об одежде брата мусульманина, например, упоминание о том, что его одежда длинная, грязная, некрасивая и т.д.
Иногда человек сплетничает про кого-нибудь, а когда ему говорят «побойся Аллаха и не порочь мусульман», он отвечает: «Знаешь, я готов это сказать ему прямо в лицо», или «да я его знаю, он бы не разозлился». Откуда ему знать, что он не разозлится. Возможно, он и не покажет обиду, если эти слова будут произнесены в его присутствии, но глубоко в душе будет страдать от того, что сказано в его адрес.
Зачастую мы забываем о сказанном про кого-либо, однако все наши слова учтены, и в Судный День мы понесём за них ответ. Добрые дела сплетника будут отобраны у него и отданы жертвам его сплетен, а когда добрые дела у него закончатся, будут взяты грехи пострадавших и навешены на него. И все это в тот День, когда человек будет ценить и нуждаться в каждом добром деле.
Брат мой (сестра моя), если тебе не нравится быть предметом чужих обсуждений, то знай, что и другие люди не приемлют таких разговоров по отношению к себе. Братья и сестры, очищайте свои языки и собрания от мерзости сплетен и не допускайте чтобы в вашем присутствии сплетничали о ком-либо. Если кто-то начнет сплетни и пересуды, то попросите его замолчать и объясните об опасности и запретности этого. Если вы услышите, что чья-то честь поругана, то защитите мусульман в их отсутствие, и за это вам будет великая награда. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
«Если человек будет защищать честь своего брата мусульманина, то обязанностью Аллаха (Велик Он и Славен) станет защита его самого от Адского пламени в Судный День» (Хадис передали имам Ахмад и Ат-Тирмизи).
Знай, мой брат мусульманин, и сестра мусульманка, что если сплетник не найдет уха внемлещего, то не будет сплетничать и перейдёт на другую тему. Своим выслушиванием и непорицанием подлых разговоров, ты ещё больше побуждаешь его к греху. Если случится так, что ты слушал сплетни, не высказал своё порицание и не покинул это сборище, то ты станешь соучастником сплетников, даже если сам не произнес ни слова.
В завершении хотелось бы ещё раз напомнить, что наговор и сплетни – это очень опасное дело, и воздерживаться от этого зачастую бывает нелегко. Но тот, кто будет бороться со своими страстями, того Аллах поддержит, и он сможет совладать с собой и победить в себе желание поговорить о людях или послушать, что о них говорят другие.
Поэтому верующий должен вести непримиримую борьбу с самим собой, исправлять свои помыслы о людях, сторониться злых языков. Также верующей должен стараться прощать и быть снисходителен по отношению к тем, кто сплетничает о нём, ведь за это он будет щедро вознагражден Аллахом.
Стремись прощать
«Воздаянием за зло является равноценное зло. Но если кто простит и установит мир, то его награда будет за Аллахом. Воистину, Он не любит беззаконников» (Коран 42:40).
Если ты будешь прощать, то возможно Аллах размягчит сердца тех, о ком ты сам сплетничал, и они простят тебя в награду за твою снисходительность, проявленную к другим людям. Подумай, ведь ты ничего не потеряешь, если простишь, наоборот, награда твоя будет многократно увеличена за твоё милосердие.
Сподвижники Пророка (да будет доволен ими Аллах) знали об этом и спешили использовать прекрасную возможность, чтобы заработать великую награду Аллаха, не прикладывая при этом больших усилий. Они умели прощать и знали, что такое истинное великодушие, потому что помыслы и сердца их были чисты. В одном из хадисов сообщается: «Однажды Посланник(мир ему и благословение Аллаха)в один из дней сделал проповедь, в которой побуждал людей расходовать на пути Аллаха и жертвовать в помощь нуждающимся. Тогда `Ульба ибн Зайд поднялся со своего места и сказал: «У меня нет ничего кроме моей чести, поэтому я призываю тебя засвидетельствовать, о, Посланник Аллаха, что я жертвую своей честью в пользу тех, кто поступил со мной несправедливо», после этого он сел. Через некоторое время Посланник(мир ему и благословение Аллаха)спросил:«Где `Ульба ибн Зайд?», он повторил свой вопрос два или три раза, после этого `Ульба встал, и Пророк(мир ему и благословение Аллаха)сказал ему:«Это ты пожертвовал своей честью!? Аллах принял от тебя это!».
Ибн Аль-Кайим в книге «Мадариджу ас-саликин» говорит: «Щедрость имеет десять ступеней…», затем он перечислил эти степени и среди прочего сказал: «Седьмая степень щедрости – это великодушие в том, что касается чести, такой щедростью обладал сподвижник Абу Дамдама, который каждое утро говорил: «О, Аллах, у меня нет имущества, которое я мог бы пожертвовать людям, но я жертвую своей честью. И если кто-то обругал меня или возвел на меня ложь, то он свободен! (т.е. прощен мной)». Пророк(мир ему и благословение Аллаха)сказал:«Кто из вас может быть таким, как Абу Дамдама (пусть будет таким)».
Братья и сестры, давайте же постараемся быть похожими на Абу Дамдаму, брать с него пример и идти по его стопам, как нам советовал Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха). Давайте прощать и быть снисходительными к слабостям некоторых братьев, которые поступают несправедливо по отношению к нам, сплетничают о нас. Тогда и Аллах простит нас и будет снисходителен к нашим проступкам. Давайте начнем практиковать это как прямо сейчас, до того, как остынут наши сердца и ослабнет решимость.
Мир и благословение нашему Пророку Мухаммаду, его семье и всем его сподвижникам.