МУСУЛЬМАНСКАЯ НРАВСТВЕННОСТЬ - АХЛЯК
- Определение мусульманской нравственности (ахляк);
- Место нравственности в Исламе;
- Роль веры и поклонения в нравственном совершенствовании человека;
- Пророк Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха, – пример высокой нравственности;
- Мусульманская нравственность и труд;
- Может ли изменяться характер человека;
- Нравственность имама Абу Ханифы.
Определение мусульманской нравственности (ахляк)
Ахляк – это привычки человека, которые проявляются в его действиях и отношениях с окружающими. Выделяют два вида привычек: полезные и вредные.
Для того, чтобы обрести довольство Всевышнего, необходимо избавляться от вредных привычек и шаг за шагом приучать себя к нравственным ценностям Ислама, совершая благие, праведные поступки.
МЕСТО НРАВСТВЕННОСТИ в Исламе
Одна из целей Ислама – воспитать высоконравственных людей.
Пророк Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха, говорил:
«я ниспослан к вам для совершенствования нравов»[1].
«Самый любимый мной и самый приближенный ко мне в Судный День тот, кто обладает высокой нравственностью»[2].
Однажды один человек спросил у Пророка, мир ему и благословение Аллаха, о том, какие рабы любимы Аллахом, на чтоон ответил: «Те, которые обладают высокой нравственностью». Этот человек снова спросил: «О Посланник Аллаха! А какой верующий самый умный?» Пророк ответил: «Самый умный тот, кто много размышляет о смерти и готовится к ней»[3].
Как совершение обрядов поклонения (‘ибада), так и соблюдение нравственных принципов является повелением Всевышнего Аллаха.
Роль веры и ПОКЛОНЕНИЯ в нравственном совершенствовании человека
Мусульманин знает, что Аллахуведомы все его деяния и что есть ангелы, которые их записывают. Он также верит, что в Судный День его деяния предстанут перед ним, за добрые он получит вознаграждение, а за плохие будет наказан, если Аллах не простит его.
В Свяшенном Коране говорится:
فَمَنْ يَعْمَلْ مِثْقَالَ ذَرَّةٍ خَيْراً يَرَهُ وَمَنْ يَعْمَلْ مِثْقَالَ ذَرَّةٍ شَرّاً يرَهُ
«Кто совершит на вес пылинки блага, непременно увидит это. И кто совершит на вес пылинки зла, тот [также] увидит это [в Судный День, то есть ничто не останется незамеченным]»[4].
Зная это, мусульманин старается не совершать греховного и побуждает себя к добру. Тот же, кто не чувствует ответственности перед Творцом, с большей вероятностью может совершить разного рода неблаговидные и греховные поступки.
Поклонение (‘ибада) усиливает веру: пятикратный намаз приучает постоянно помнить о Великом Создателе мироздания – Аллахе, пост увеличивает в душах милосердие, уберегает от запретного (харам), а язык – ото лжи, обязательная милостыня-закят спасает от скупости и укрепляет чувство взаимопомощи. Таким образом, все эти обряды поклонения способствуют воспитанию в человеке высоких нравственных принципов.
Пророк Мухаммад, мир ему и благословение аллаха, пример высокой нравственности
Пророк Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха, обладал самым прекрасным нравом и лучшими человеческими качествами. Когда у Айши, да будет доволен ей Аллах, спросили о нравственности пророка Мухаммада, мир ему и благословение Аллаха, она ответила: «Его нрав – это Коран»[5].
Пророк Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха, заключал в себе пример самых прекрасных нравственных качеств, к приобретению которых призывает Всевышний Аллах. В Священном Коране говорится:
لَقَدْ كَانَ لَكُمْ فِي رَسُولِ اللهِ أُسْوَةٌ حَسَنَةٌ لِّمَن كَانَ يَرْجُو اللهَ وَالْيَوْمَ الْآخِرَ وَذَكَرَ اللهَ كَثِيراً
«Поистине, в посланнике Аллаха для вас хороший пример, для тех, кто стремится к Богу, помнит о Судном Дне и поминает Господа часто»[6].
Поэтому жизнь пророка Мухаммада, мир ему и благословение Аллаха, является лучшим примером для каждого мусульманина.
мусульманская нравственность и Труд
Ислам предписывает своим последователям трудиться, чтобы самостоятельно зарабатывать себе на жизнь. Однако при этом необходимо обращать особое внимание на то, чтобы заработок приобретался только дозволенными способами (халяль), категорически воздерживаясь от любых форм запретного (харам).
Пророк, мир ему и благословение Аллаха, обрадовал благой вестью тех, кто честно трудился:
«Те, которые торговали честно, в Судный День будут вместе с пророками»[7].
«Богатство не вредит тем, кто боится Аллаха»[8].
«Берите то, что разрешено, и оставьте то, что запрещено»[9].
«Отдайте заработанное работнику до того, как высохнет его пот»[10].
«Тому, кто берет в долг с намерением возвратить его вовремя, поможет Всевышний Аллах»[11].
Пророк, мир и благословение Аллаха, повторил трижды: «С тремя не будет говорить Аллах в Судный День и не посмотрит на них, и не оправдает их, и для них – мучительные наказания». На это Абу Зарр воскликнул:«Будь прокляты имена их! Пусть не достигнут они чаяний своих! Кто же они, о Посланник Аллаха?» Пророк, мир ему и благословение Аллаха, ответил: «Те, кому гордыня не позволяет приподнимать полы одеяния, те, кто упрекает другого в оказанной ему помощи, те, кто ложными клятвами обеспечивает сбыт товара»[12].
«Разрешенное разъяснено и запрещенное разъяснено. Однако, есть между ними сомнительное, которое большинство людей не могут различить. Кто устранится от сомнительного, тот спасет свою честь и свою веру. А кто войдет в сомнения, тот войдет в запрещенное, подобно тому, как пастух приведет свое стадо в непроверенную местность, где стадо может оказаться в опасности»[13].
Правдивость – один из важнейших принципов мусульманской нравственности. Мусульманину следует избегать любой формы лжи и обмана, зависти и притеснения других.
Пророк Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Ложная клятва может ускорить сбыт товара, но лишает торговлю благословения»[14].
Производитель должен выпускать товар качественно и без обмана. Обязанности работника и подчиненного – выполнять порученную им работу полноценно, без изъянов. Если работник выполняет свою работу небрежно, мотивируя тем, что его никто из людей не видит, то тем самым он отдаляется от истины и присваивает заработок незаконно. Такое отношение категорически запрещено в Исламе.
МОЖЕТ ЛИ ИЗМЕНИТЬСЯ ХАРАКТЕР ЧЕЛОВЕКА?
На этот свет ребенок рождается чистым и безгрешным. Если родители дадут ему хорошее воспитание, то он вырастет высоконравственным человеком. При отсутствии подобного воспитания трудно ожидать от человека нравственности и доброты.
Стремясь избавиться от болезни, мы лечим различными лекарствами свое тело. Так же мы очищаем от дурных черт нашу душу, совершенствуя и облагораживая ее.
Пророк Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Совершенствуйте ваш нрав». Эти слова Пророка доказывают возможность изменения свойства личности человека.
Общение с безнравственными людьми со временем приводит к тому, что человек перенимает их пороки и недостатки.
Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Дружба с праведником или грешником сравнима с дружбой с торговцем мускуса или кузнецом. У первого ты можешь купить мускус или почувствовать его аромат. У второго ты можешь прожечь свою одежду искрами или почувствовать его неприятный запах»[15].
Поэтому нужно дружить с хорошими людьми и избегать плохих, а если и сближаться с плохим человеком, то лишь с целью помочь ему стать лучше.
Нравственность Имама Абу Ханифы
Имам Абу Ханифа – один из великих исламских ученых, обладавший обширными знаниями, острым умом и высокой нравственностью. Он, словно путеводная звезда, указывающая страннику дорогу, собственным примером направлял искателей Истины по правильному пути.
Занимаясь делами торговли, Абу Ханифа не изменял своим нравственным принципам. Он больше думал о других, нежели о себе. Как-то раз одна женщина захотела продать ему шелковое платье. Имам поинтересовался, сколько денег она хочет получить. Женщина сказала:
– Сто дирхемов.
Абу Ханифа возразил:
– Это платье стоит больше, чем сто дирхемов. Назовите его цену.
Женщина повысила цену на сто монет, но благородный Абу Ханифа снова с этим не согласился. Платье, по его словам, было достойно лучшей цены.
Так цена платья дошла до четырехсот дирхемов, но имам продолжал настаивать на своем. Женщина подумала, что он шутит, но Абу Ханифа попросил ее справиться о цене платья у кого-нибудь другого. Так женщина и сделала. Цена платья наконец была определена. Абу Ханифа купил его за 500 дирхемов.
Имам Абу Ханифа показал нам пример того, что никогда нельзя забывать об интересах других людей.
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ:
- Что такое мусульманская нравственность (ахляк)?
- Расскажите о том, какое значение придает Ислам нравственности.
- Какова роль веры и поклонения в нравственном совершенствовании человека?
- Каков был нрав пророка Мухаммада, мир ему и благословение Аллаха?
- Каково отношение к труду с точки зрения исламской нравственности?
- Как вы думаете, способен ли измениться нрав человека?
[1] «Кашфуль-хафа», том I, стр. 211.
[2] Ат-Тирмизи, «Бирр», 71.
[3] Ибн Маджа, «Зухд», 31.
[4] Св. Коран, 99:7-8.
[5] «Шархуш-шифа, Алиййуль-Кари», том I, стр 222.
[6] Св. Коран, 33:21.
[7] «250 Хадисов», стр.62.
[8] Ибн Маджа, «Тиджарат», 1.
[9] Ибн Маджа, «Тиджарат», 2.
[10] Ибн Маджа, «Рухун», 4.
[11] Нисаи, «Бую», 99.
[12] Муслим, «Иман», 171; Ат-Тирмизи, «Бую», 5; Абу Дауд, «Либас», 25.
[13] Аль-Бухари, «Иман», 39, «Бую», 2; Муслим, «Мусакат», 107, 108.
[14] Ахмад бин Ханбаль, «Муснад», II, 235.
[15] Муслим, «Бирр», 146.