ОБЯЗАННОСТИ мусульманина
- Обязанности мусульманина;
- Обязанности перед Всевышним Аллахом, Пророком и Священным Кораном;
- Обязанности перед самим собой;
- Культура гостеприимства;
- Культура приема пищи;
- Культура речи;
- Другие правила поведения.
Обязанности мусульманина состоят из 5-ти частей:
1) обязанности перед Аллахом, Священным Кораном и Пророком;
2) обязанности перед самим собой;
3) обязанности перед семьей;
4) обязанности перед своим народом и родиной;
5) обязанности перед всем человечеством.
Обязанности перед ВСЕВЫШНиМ АЛЛАХОМ,
Пророком и священным Кораном
Обязанности перед Всевышним Аллахом. Аллахсоздал людей из ничего, наделил совершенными органами, дал в распоряжение все, что есть в этом мире. Достоинства, дарованные человеку, Создатель не дал никому из других живых существ. В священном хадисе (кудси) сказано: «О человек! Если бы Я тебя создал без языка, ты бы не говорил; если бы создал без глаз, ты бы не видел, сотвори Я тебя глухим, ты бы не слышал. Поэтому благодари Меня и не отрицай, зная ценность имеющихся у тебя даров, ибо возвращение ко Мне».
Поэтому у людей есть следующие обязанности перед Всевышним Аллахом:
1) верить в существование и Единственность Аллаха;
2) совершать поклонение (‘ибада);
3) выполнять повеления Всевышнего Аллаха и избегать того, что Он запретил;
4) любить Аллаха более всего;
5) восхвалять Аллаха Его Именами;
6) благодарить Всевышнего Аллаха за Его дары.
Обязанности перед Пророком. Всевышний Аллахпоручил миссию распространения Ислама пророку Мухаммаду, мир ему и благословение Аллаха. Посланник Аллаха озарил землю светом Ислама и указал людям пути достижения счастья. Поэтому мусульмане обязаны:
1) верить, что он самый великий и последний Пророк;
2) любить Его и читать салават при упоминании Его имени;
3) идти по пути, указанному Им;
4) жить, взяв в пример его высокую нравственность.
В Священном Коране говорится:
«О вы, которые уверовали! Повинуйтесь Аллаху, повинуйтесь Посланнику…»[1]
«Скажи [Мухаммад]: «Если вы любите Всевышнего, тогда следуйте за мной, и Он полюбит вас, простит ваши прегрешения. Он Всепрощающ и бесконечно Милостив»[2].
Обязанности перед Священным Кораном:
1) верить в то, что Коран – последняя книга, ниспосланная Всевышным Аллахом через пророка Мухаммада, мир ему и благословение Аллаха;
2) читать Священный Коран красиво, по правилам чтения Корана. Пророк Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Лучший из вас тот, кто учит Коран и обучает ему других»[3].
3) читая Коран, стараться понять значение Священных аятов;
4) уважительно относиться к Священному Корану во время слушания или чтения;
5) выполнять повеления Корана и избегать того, что запрещено Кораном.
В Священном Коране говорится:
«Воистину, этот Коран наставляет на наиболее верный путь. Он дает радостную весть верующим, совершающим благие дела и поступки, о том, что их ожидает большое воздаяние»[4].
«И скажи: «Пришла истина, и прекратила свое существование ложь. Воистину, ложь исчезает. В Коране Нами заложено исцеление и милость для верующих. Грешникам же Коран приумножит лишь потери и убытки!»[5]
Великий исламский ученый Хасан Аль-Басри сказал: «О люди, Священный Коран – это Книга Аллаха, которая является для верующих лечением, а для богобоязненных – путеводителем. Кто последует за Книгой Аллаха, найдет истинный путь, а кто отвернется от нее, станет несчастным и подвергнет себя опасностям».
ОБЯЗАННОСТИ ПЕРЕД САМИМ СОБОЙ
Человек – это создание Всевышнего Аллаха, состоящее из души и тела. Поэтому обязанности людей перед самими собой делятся на два вида: обязанности перед телом и обязанности перед душой.
Обязанности перед телом:
1. Правильно питаться. Для того, чтобы иметь сильное и здоровое тело, необходимо быть внимательным к тому, что ешь и пьешь. В Священном Коране говорится:
يَاأَيُّهَا النَّاسُ كُلُوا مِمَّا فِي اْلأرْضِ حَلاَ لاً طَيِّبًا
«О люди, ешьте из того, что разрешено (халяль) и приятно на этой Земле»[6].
Пророк Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Сильный верующий лучше и любимее Аллахом, чем слабый верующий»[7].
2. Беречь здоровье. Мусульманин обязан следить за своим здоровьем, а если заболеет, должен лечиться. Один человек спросил: «О Пророк Аллаха! Разрешено ли лечение?» Пророк Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «О слуги Аллаха! Излечивайтесь от болезней своих, поистине, Аллах не ниспослал ни одной болезни, не дав от нее исцеления или избавления, за исключением одной». Спросили: «О Пророк, что это?» Он ответил: «Старость»[8].
Наша религия запрещает употребление алкоголя и наркотиков, повелевает избегать всякого рода вредных воздействий на организм.
Один из величайших даров Всевышнего Аллаха– это здоровье. Человеку под силу сохранить этот дар. Если нет здоровья, трудно жить полноценной, счастливой жизнью. Человек зачастую не ценит здоровье. Пророк Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Многие люди обманываются в двух вещах (т.е. не могут оценить две вещи): в здоровье и в свободном времени»[9].
Для того, чтобы сохранить здоровье, следует прислушиваться к советам врачей. Надо избегать нахождения в местах, где можно заразиться. Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Избегайте проказы, как льва»[10].
Религия Ислам придает большое значение медицине. Пророк Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха, лечился от болезней сам и советовал другим лечиться в соответствии с возможностями данного времени.
Пророк, мир ему и благословение Аллаха, говорил:
«Нет из мусульман того, кого Аллах в болезни не очистил бы от грехов, подобно тому, как Он освобождает дерево от тяжести листьев»[11].
«Все, что посылается правоверному: головная боль, усталость, болезнь или печаль, даже просто грусть – есть искупление его грехов»[12].
Мусульманская цивилизация дала миру таких выдающихся медиков, как Абу Бакр Ар-Рази (Разес) и Ибн Сина (Авиценна). Лечение не противоречит упованию на Всевышнего Аллаха (таваккуль), наоборот, искреннее упование и мольба необходимы после того, как больной сделает все, что требуется для исцеления.
3. Уделять внимание чистоте. Тело, одежда и жилище мусульманина должны быть чистыми. Чистота играет большую роль в сохранении нашего здоровья. Пророк Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха, говорил:
«Чистота – половина веры»[13].
«Когда один из вас проснется, пусть вымоет руки свои прежде, чем прикасаться к посуде с водой (или другой домашней утвари), ибо неведомо, к чему прикасалась рука во сне»[14].
«Пять непременных условий естества человека: быть обрезанным, брить волосы в паху, обстригать ногти, брить волосы в подмышках и подстригать усы»[15].
«Надевайте белые одежды. Подлинно, они чище и приятнее. И заворачивайте в белый саван умерших»[16].
Пророк Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха, придавал большое значение уходу за зубами, говоря: «Используйте зубочистку (мисвак)»[17].
«Намаз, совершенный после использования зубочистки (мисвак), имеет семидесятикратное превосходство»[18].
«Употребляйте зубочистку (мисвак), ибо он очищает рот – это угодно Всевышнему Аллаху. Ангел Джабраиль столь настойчиво советовал мне пользоваться зубочисткой (мисвак), что я испугался, не будет ли это вменено мне и моей общине как обязанность (фард)»[19].
«Если бы я был уверен, что не отягощу свою общину, я бы приказал использовать зубочистку (мисвак) при каждом омовении»[20].
Мисвак – это зубная щетка, которую изготавливают из дерева арак, растущего в Аравии. Однако, для чистки зубов также можно использовать современные зубные щетки, изготовленные из чистого сырья.
Обязанности перед душой:
1. Защищать душу от ложных убеждений.
2. Поддерживать в душе истинную веру и правильные убеждения.
3. Украшать душу истинными и полезными знаниями.
Пророк Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха, о важности знаний говорил:
«Стремление к знаниям – обязанность каждого мусульманина»[21].
«Кто стремится к знаниям, приобретенные им знания являются искуплением его грехов»[22].
«Кто совершает путь для получения знаний, тот на пути Аллаха до возвращения»[23].
«Тому, кто следует по пути получения знаний, Аллах облегчает дорогу, ведущую в Рай»[24].
«Тот, кто, зная ответ, не ответит на заданный ему вопрос, в Судный День будет обуздан огнем»[25].
«Кто учится не ради Аллаха и хочет получить знания ради кого-то, кроме Аллаха, пусть готовит себе место в Аду»[26].
4. Избавляться от нелицеприятных, пагубных мыслей и наклонностей.
5. Воспитывать в себе положительные черты характера.
Отрицательные черты характера: враждебность, гневливость, завистливость, лживость, неумение держать обещание, лицемерие, бесстыдство, неуважение к мусульманам, невоспитанность, безжалостность, трусость, лень, скупость, высокомерие, деспотичность и несправедливость, нетерпеливость, грубость, использование без разрешения того, что дано на хранение, жестокосердие...
Положительные черты характера: дружелюбие, милосердие, правдивость, щедрость, храбрость, трудолюбие, терпеливость, стыдливость, уважение к старшим, человеколюбие, умение держать слово, вежливость, мягкость, благовоспитанность, умение прощать, скромность, умение сдерживать гнев, умение сдерживать язык.
КУЛЬТУРА ГОСТЕПРИИМСТВА
1. Приглашать в гости богобоязненных, добропорядочных, бедных людей. Приглашать грешников можно только с целью призыва не совершать запретного.
2. Не приглашать человека, присутствие которого смущает других гостей.
3. Не приглашать к себе только богатых людей.
4. Не засиживаться в гостях долго после приёма пищи.
5. Угощать гостя, не спрашивая, будет ли он есть или нет.
КУЛЬТУРА приема пищи и питья
- Употреблять только дозволенные (халяль) продукты.
В Священном Коране говорится:
«Верующие, ешьте из того прекрасного, чем Мы наделили вас, и будьте благодарны Всевышнему Аллаху, если вы Ему поклоняетесь»[27].
«Ешьте из благих даров и вершите праведные дела. Воистину, Я знаю о том, что вы делаете»[28].
- Мыть руки до и после еды. Пророк Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Благословение пищи – в мытье рук перед едой и после»[29].
- Начинать еду с именем Аллаха «Бисмиллях» и заканчивать словами благодарности Всевышнему Аллаху «Аль-хамду лил-лях».
- Не опаздывать к столу, заставляя других долго ждать. Пророк Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Если один из вас приступает к еде, пусть скажет «бисмиллях». Если же забудет сказать «бисмиллях», то вспомнив, пусть скажет «бисмилляхи авваляху ва ахираху»[30].
- Брать ближний кусок и есть правой рукой. Пророк Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха, говорил:
«Скажи «бисмиллях», ешь правой рукой и ешь то, что перед тобой»[31].
«Если один из вас ест, пусть ест правой рукой, и если пьет, пусть пьет правой рукой; подлинно, шайтан ест левой рукой и пьет левой рукой»[32].
«Ни в коем случае не ешьте и не пейте левой рукой, потому что шайтан ест левой рукой и пьет левой рукой»[33].
- Брать кусок, который поместится в рот, и глотать его, разжевав.
- Не разговаривать с едой во рту. Не вести пустые разговоры.
- Не брать следующий кусок, не проглотив предыдущий. Жевать сомкнув губы.
- Не принимать в пищу несозревшие фрукты.
- Не дуть на еду для того, чтобы остудить ее. Не вдыхать воздух в стакан во время питья. Пророк Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Когда один из вас пьет, пусть не дышит в посуду, из которой пьет воду, и в отхожем месте пусть не прикасается к своей плоти правой рукой»[34].
Не пить на одном дыхании и с той стороны, где надколото или есть трещина. Пророк, мир ему и благословение Аллаха, пил в три приема, после каждого глотка вбирал в себя воздух и говорил так: «Бесспорно, это очень полезно, и вода вливается в тело, свободно проходя через горло»[35].
«Не выпивайте воду на одном дыхании, уподобляясь верблюду, а выпивайте за два или три приема. Скажите «бисмиллях» перед тем, как начать пить, и скажите «аль-хамду лил-лях», когда вы попьете»[36].
- Не совершать за столом неприятных для присутствующих действий.
- Не допускать расточительства во время еды, не класть себе больше, чем можешь съесть. В Священном Коране говорится:«Ешьте, пейте и не расточительствуйте. Воистину, Всевышний не любит расточительных»[37].
- Желательно доесть все, что в тарелке (куском хлеба следует собрать оставшееся и съесть).
- Во время коллективной трапезы не надо уходить раньше других.
- Первым начинает трапезу человек, старший по возрасту.
- Нежелательно есть на улице.
Культура речи
Мусульманин должен внимательно относиться к своей речи.
Культура речи:
1) задумываться о последствиях сказанного;
2) не говорить слова, в которых нет пользы ни для этой, ни для будущей жизни;
3) не перебивать речь другого, не говорить слова, которые могут обидеть;
4) разговаривать с людьми в соответствии с их статусом;
5) не хвалить кого-то чрезмерно;
6) не повышать голос, разговаривая со старшими;
7) не говорить много без необходимости;
8) при разговоре не кривить рот, не ставить себя выше других, не искать ошибки в речи собеседника;
9) не привыкать к плохим словам, не лгать, не давать ложную клятву, не злословить, не сплетничать, не обещать того, чего не выполнишь;
10) не говорить с насмешкой, не звать человека по кличке.
11) не выдавать чужие секреты. Когда у Пророка, мир ему и благословение Аллаха, спросили, где путь к спасению, он ответил: «Храни свой язык»[38].
Один из мусульманских ученых сказал: «Твой язык подобен льву, если ты охраняешь его, то и он тебя охраняет, а если выпустишь его – он тебя съест».
Пророк Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха, говорил:
«Тот, кто верит в Аллаха и в Судный День, пусть говорит доброе или пусть молчит»[39].
«Поручившемуся мне за то, что находится между его челюстями и между его ногами, я поручусь за (то, что он войдёт в) Рай»[40].
«Поистине, раб Аллаха может произнести слова, угодные Аллаху, чему сам он не придаст никакого значения, но за что Аллах возвысит его на (много) ступеней. И, поистине, раб Аллаха может произнести (такие) слова, которые вызовут гнев Аллаха, чему сам (сказавший их) не придаст никакого значения, но из-за чего он будет ввергнут в Ад»[41].
«Когда сын Адама просыпается утром, все части его тела выражают свою покорность языку, говоря: «Побойся Аллаха ради нас, ибо мы (зависим) только от тебя, и если ты будешь придерживаться прямоты, то и мы будем прямыми, а если ты искривишься, то искривимся и мы»[42].
Другие правила поведения
Все органы человека – глаза, уши, руки и ноги также нуждаются в воспитании и контроле. Для этого необходимо:
1. Руки и ноги удерживать от запретного (харам) и от нанесения ими вреда другим.
2. Не смотреть с завистью, не смотреть на то, что запрещено, не следить за недостатками других, никого не беспокоить взглядом.
3. Не слушать ложь, сплетни и то, от чего нет пользы ни для этой, ни для будущей жизни.
4. Не наносить вреда здоровью, чести или имуществу другого человека.
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ:
- На сколько категорий делятся обязанности мусульманина?
- Каковы обязанности перед Всевышним Аллахом, Пророком, мир ему и благословение Аллаха, и Священным Кораном?
- Каковы обязанности перед самим собой, перед своей душой и телом?
- Какие черты относятся к плохому характеру, а какие – к хорошему?
- Каких правил следует придерживаться во время еды?
- Каких правил нужно придерживаться во время разговора?
- Как мы должны контролировать свои глаза, уши, руки и ноги?
ЧАСТЬ III
ОБЯЗАННОСТИ ПЕРЕД СЕМЬЕЙ
- Значение семьи в Исламе;
- Обязанности членов семьи;
- Обязанности родителей перед детьми;
- Обязанности перед родственниками;
- Обязанности перед соседями.
ЗНАЧЕНИЕ СЕМЬИ В ИСЛАМЕ
Семья – это маленькое общество, состоящее из мужа и жены, родителей и детей. Семья – это фундамент нации. Если семья находится в спокойствии и счастье, нация будет сильной и крепкой.
Семья – это первая школа, где учат ценить обычаи и традиции своего народа. В семье дети получают первые уроки об обязанностях перед Аллахом, своим народом и Родиной. Наблюдая за взрослыми, дети хотят походить на них во всем. Таким образом, характер человека начинает формироваться в семье.
ОБЯЗАННОСТИ ЧЛЕНОВ СЕМЬИ
Основа семьи – это муж и жена. Пророк Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Помните, у вас и ваших жён есть обязанности друг перед другом»[43].
Обязанности мужа перед женой:
1) Муж должен хорошо относиться к своей жене и любить её. В Священном Коране говорится: «Обращайтесь с вашими жёнами достойно»[44].
Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Совершенная вера у того, у кого хороший характер. Лучший из вас тот, кто хорошо обращается с женой»[45].
2) Муж должен дозволенным способом (халяль) зарабатывать средства для того, чтобы обеспечить свою супругу пищей, одеждой и всем необходимым.
Однажды к Посланнику Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, обратились с вопросом: «О Посланник Аллаха! Какие права женщин нам нужно соблюдать?» Пророк, мир ему и благословение Аллаха, ответил: «Если ешь сам, то накорми и ее, если покупаешь себе одежду, то купи и ей. Не бей её, не обзывай и после ссоры не оставляй ее одну в доме»[46].
3) Муж должен помогать своей супруге и другим членам своей семьи выполнять религиозные предписания.
Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Кого Аллах наделил праведной женой, тому Он помог в половине религии, так пусть же он боится Аллаха в оставшейся половине»[47].
4) Муж не должен быть грубым и жестоким со своей женой, с ней следует обращаться мягко. Пророк Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Муж не должен ненавидеть свою жену, ибо если ему не нравится одна из черт ее характера, то он должен довольствоваться другой чертой характера»[48].
5) Муж должен терпеливо относиться к недостаткам жены, быть снисходительным к её легкомыслию, быть кротким и мягким с ней.
Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Обходитесь с женщинами хорошо, ведь, поистине, женщина подобна ребру, а наибольшей кривизной отличается его верхняя часть. Если ты попытаешься выпрямить ребро (т.е. изменить то, что присуще женщинам от рождения), то сломаешь его (т.е. испортишь с ней отношения), а если оставишь его в покое, то оно так и останется кривым, поэтому (всегда) обходитесь с женщинами хорошо»[49].
6) Муж должен стараться поднять жене настроение, шутить с ней, но так, чтобы не уронить своего достоинства.
Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Когда муж смотрит на жену, и она смотрит на него с любовью, тогда Всевышний Аллах смотрит на них с милостью. И когда муж возьмет жену за руки, их грехи падают сквозь пальцы»[50].
7) Ревностно относиться к ней, не закрывать глаза на её действия, которые могут привести к плохим последствиям и не подозревать её в чём-либо плохом без оснований.
Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Не будьте как те, которые бьют своих жен, как рабов, а затем в конце дня ложатся с Ними в одну постель»[51].
8) Расходовать средства на потребности супруги, не скупясь и в то же время не расточительствуя.
9) Следует обучать её религии и напоминать ей о наказании от Аллаха, если она ленится выполнять обязанности.
Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Каждый из вас пастух, и каждый из вас ответственен за свою паству. Правитель является пастухом и несет ответственность за свою паству (за государство). Муж является пастухом семьи, жена является пастухом для дома мужа и его детей и несет ответственность за них»[52].
Обязанности жены перед мужем:
1) Жена должна любить и уважать мужа, быть привязанной к нему, помогать управлять хозяйством и воспитывать детей.
2) Жена должна быть экономной и не расходовать заработанные мужем средства попусту. Ей следует быть хорошей хозяйкой.
3) Жена не должна просить у мужа то, чего он не может сделать, нужно довольствоваться тем, что дано от Бога и не жаловаться.
4) Жене не следует просить у мужа что-либо, заведомо зная, что это трудно выполнить или вообще не может быть выполнено.
Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Аллах любит тех женщин, которые приветливы к своим мужьям и неприступны, как крепость, для других мужчин»[53].
5) Не разговаривать с мужем на повышенных тонах и не кричать на него.
6) Жене следует пользоваться духами и косметикой для него.
7)Жена должна быть привязана к дому и беречь свою честь.
Пророк Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Женщине, которая выполняет пять обязательных намазов, совершает пост месяца Рамадан, бережет честь и послушна мужу, будет сказано: «Войди в Рай через те ворота, которые пожелаешь»[54].
«Если умерла какая-нибудь женщина, и муж был доволен ею, она войдет в Рай»[55].
Однажды, когда Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, находился среди сподвижников, к нему подошла Асьма бинт Язид и сказала: «О Посланник Аллаха! Да будет отец мой и мать выкупом за тебя! Я пришла к тебе как представительница женщин. Всевышний Аллах послал тебя с истиной ко всем мужчинам и женщинам, и мы уверовали в тебя и в твоего Господа. Но мы, будучи женщинами, всегда находимся дома, выполняя все ваши желания. Вам мужчинам дано превосходство в том, что вы можете посещать пятничную и коллективные молитвы, мечети, посещать больных, совершать погребальные намазы, многократно совершать паломничество. Но без сомнения и то, что мы, когда вы уходите в хадж или поход, храним себя и ваше имущество, шьем ваши одежды и воспитываем ваших детей. В таком случае мы, женщины, считаемся ли вашими соучастницами во всех выше перечисленных благих деяниях?»
Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, выслушав её очень внимательно, повернулся лицом к сподвижникам и спросил: «Вы когда-нибудь слышали от женщины речь в вопросе религии прекраснее, чем эта?» Затем Посланник Аллаха повернулся к ней и сказал: «О женщина, пойми хорошенько и объясни направившим тебя, что если жена будет хорошо обращаться с мужем, и он будет доволен ею, то её деяния будут равны всем тем поклонениям (‘ибада), которые ты перечислила».
Услышав это, Асьма повернулась и ушла, произнося от радости «Ля иляха иллял-ллах»[56].
ОБЯЗАННОСТИ РОДИТЕЛЕЙ ПЕРЕД ДЕТЬМИ
Дети – это дар Всевышнего Аллаха. Они являются украшением семьи и приносят в дом счастье.Родители должны одинаково радоваться рождению как мальчика, так и девочки. Они ответственны перед Аллахоми обществом за воспитание своего ребенка. Их обязанности заключаются в следующем:
1. Прочитать новорожденному в правое ухо Азан, в левое – Икамат.
2. Дать ребенку достойное мусульманское имя.
Пророк Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «В Судный День вы будете вызваны по вашим собственным именам и по именам ваших отцов. Так что давайте хорошие имена»[57].
3. Принести в жертву одного барана (курбан аль-акыка). Всё это – сунна.
Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Каждый ребенок – дар в обмен на животное за него, которое надо принести в жертву на седьмой день, голову ребенка побрить и дать ребенку имя».
4. Вырастить ребенка здоровым, как физически, так и духовно;
5. Не кормить ребенка запретным (харам).
Пророк Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Из средств, потраченных ради Аллаха, самый большое вознаграждение (саваб) за средства, потраченные на свою семью»[58].
6. Ни в коем случае не злоупотреблять физическим воздействием на детей. Вести себя с ними так, чтобы не давать повод для баловства. Хорошо воспитывать детей, быть им во всем примером.
Пророк Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха, говорил:
«Никакой отец не может сделать своему ребенку лучшего подарка, чем хорошее воспитание»[59].
«Те, которые будут воспитывать дочерей, пусть проявят о них заботу, так как они станут преградой, защищающей их от огня Ада»[60].
«Человек, проявивший заботу о двух дочерях до достижения ими совершеннолетия, в Судный День будет рядом со мной»[61].
7. Не давать детям ссориться между собой и не требовать от них того, что им не под силу. Требовать от них смирения и скромности.
8. Учить ребенка намазу и выполнению других религиозных обязанностей.
Пророк Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Как только ребенок достигнет семи лет, требуйте от него выполнения намаза. А если в десять лет не будет читать намаз, то наказывайте его за это (за нежелание совершать намаз). И в этом возрасте разделяйте их постель»[62].
9. Дать ребенку образование, обучить какой-нибудь профессии, чтобы он смог зарабатывать, когда вырастет.
Али ибн Аби Талиб сказал: «Растите своих детей не только для настоящего времени, но и для будущего, потому что они созданы для грядущего».
10. Дети могут начинать чтение чего-либо лишь с вашего разрешения. Приучайте их начинать любое чтение словами защиты от всякого зла и заканчивать чтением ду‘а за родителей.
11. Любить детей, уделять им время, потому что они нуждаются в этом так же, как и в пище.
Пророк Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха, любил детей и занимался с ними.
Айша, да будет доволен ей Аллах, рассказывала: «Один араб обратился к Пророку, мир ему и благословение Аллаха, с вопросом: «Целуете ли Вы детей? Мы не целуем». Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Что я могу сделать, если Аллах лишил твое сердце милосердия?»[63].
12. Быть справедливым к детям, не выделять подарками или лаской одних перед другими;
Пророк Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Бойтесь Аллаха и будьте одинаково справедливы к своим детям»[64].
13. Женить или выдавать замуж своих детей своевременно.
14. В случае смерти ребенка проявить терпение.
Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал:«Того мусульманина, у которого умерло трое детей, не достигших совершеннолетия, Всевышний Аллах введет в Рай». Его спросили:«А того, у кого умерло двое детей?» Пророк ответил: «Его тоже». Затем его снова спросили: «А того, у кого умер один ребенок?» Пророк ответил: «И того, у кого умер один ребенок, Всевышний Аллах введет в Рай. Клянусь тем, в чьей длани моя душа, даже тот ребенок, который умер недоношенным, введет их в Рай, если родители, зная о награде, во время смерти детей будут терпеливы»[65].
Обязанности детей перед родителями:
В Священном Коране говорится:
وَقَضَى رَبُّكَ أَلاَّ تَعْبُدُواْ إِلاَّ إِيَّاهُ وَبِالْوَالِدَيْنِ إِحْسَاناً إِمَّا يَبْلُغَنَّ عِندَكَ الْكِبَرَ أَحَدُهُمَا
أَوْ كِلاَهُمَا فَلاَ تَقُل لَّهُمَا أُفٍّ وَلاَ تَنْهَرْهُمَا وَقُل لَّهُمَا قَوْلاً كَرِيماً .وَاخْفِضْ
لَهُمَا جَنَاحَ الذُّلِّ مِنَ الرَّحْمَةِ وَقُل رَّبِّ ارْحَمْهُمَا كَمَا رَبَّيَانِي صَغِيراً.
«Господь повелел, чтобы вы никому не поклонялись, кроме Него, и были добры к родителям. Если один из них или оба достигнут преклонных лет, не смей говорить им [даже] «уф!», не повышай на них голоса, а обратись к ним с добрым словом. Склони перед ними обоими крыло смирения из доброты (сумей осадить свой пыл и прояви милосердие), молви: «Господи, окажи им милость так же, как они воспитывая меня, когда я был маленьким»[66].
1) хорошо относиться к родителям.
Пророк Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Довольство Господа – от довольства родителей, и гнев Господа – от гнева родителей»[67].
«Не сможет сын сполна воздать отцу, кроме сына, выкупившего отца из рабства»[68].
2) не оставлять их в нужде.
Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Рай находится под ногами ваших матерей»[69].
3) не причинять боль родителям при общении с ними, не говорить даже «уф»;
Пророк Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха, трижды сказал: «Пусть трет носом землю». Егоспросили: «О Пророк, о ком идет речь?»Он ответил: «О том, кто дожил до времени, когда состарились его родители или один из них, и не смог войти в Рай, не заслужив довольства родителей»[70].
4) разговаривать с родителями вежливо и приветливо, не смотреть на них сурово и не гневаться.
Пророк Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Самое лучшее дело перед Аллахом – это вовремя выполненный намаз и хорошее отношение к родителям»[71].
5) если позовут, приходить к ним сразу;
6) выполнять все, что прикажут родители (если в этих приказах нет того, что противоречит законам Ислама);
7) доставлять родителям радость своим поведением.
Пророк Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха, сказал:«Величайшим из грехов является брань в адрес родителей». Его спросили: «Разве может кто-то ругать родителей?» На что Он ответил: «Да, бывает, когда кто-то ругает чьего-либо отца, тот отвечает ему тем же, и когда кто-то говорит бранные слова в адрес чьей-либо матери, тот тоже отвечает ему тем же»[72].
8) не говорить при родителях повышенным тоном;
9) если родители нуждаются в уходе, с любовью ухаживать за ними;
10) не проходить перед родителями – лучше обойти их сзади;
11) просить разрешения перед тем, как уйти;
12) после смерти родителей просить, чтобы Всевышний Аллах простил их, читать для них ду‘а, подавать за них милостыню, выполнить завещание родителей, хорошо относиться к их друзьям, не делать того, за что бы родителей стали порицать.
Пророк Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха, говорил: «Наилучшим из лучшего является поддержание связи с теми, кто дорог вашему отцу»[73].
«Аллах наказывает за грехи в Судный День того, кого хочет, но только те, кто восстал против родителей, понесут наказание еще при жизни»[74].
Обязанности братьев и сестер друг перед другом:
1) братья и сестры должны искренне любить друг друга;
2) братья и сестры – части, которые составляют единое целое. Ни что не должно нарушать этого единства;
3) братья и сестры не должны ссориться из-за наследства, денег или имущества;
4) старший брат и сестра для младших, как отец или мать; поэтому младшие должны уважать старших и не оскорблять их; а старшие должны любить и защищать младших, быть милосердными к ним;
5) братья и сестры должны делать друг другу добро и стараться приносить пользу так, как делали бы это себе.
Обязанности перед родственниками
В Священном Коране говорится:
وَاعْبُدُواْ اللّهَ وَلاَ تُشْرِكُواْ بِهِ شَيْئاً وَبِالْوَالِدَيْنِ إِحْسَاناً وَبِذِي
الْقُرْبَى وَالْيَتَامَى وَالْمَسَاكِينِ وَالْجَارِ ذِي الْقُرْبَى وَالْجَارِ الْجُنُبِ
وَالصَّاحِبِ بِالجَنبِ وَابْنِ السَّبِيلِ وَمَا مَلَكَتْ أَيْمَانُكُمْ
«Поклоняйтесь Аллаху и ничто не ставьте вровень с Ним. Относитесь благонравно к родителям, родственникам, сиротам, нищим, соседям, как родным из их числа, так и неродным, к компаньонам [сослуживцам], путникам (гостям) и невольным, которые [находятся] под вашим управлением. Воистину, Господь не любит горделивых (надменных, кичащихся, важничающих) и ставящих себя выше других»[75].
Религия Ислам придает большую важность родственным отношениям. Мусульманин должен:
1) Относится к родственникам с уважением и любовью.
Пророк Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Верующий в Аллаха и в Судный День пусть заботится о родных»[76].
2) Помогать родственникам, если они окажутся в нужде.
Пророк Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «О люди! Приветствуйте друг друга! Поддерживайте родственные связи! Угощайте друг друга! Совершайте молитву ночью, когда другие спят, и войдите в Рай с миром!»[77].
3) Навещать, не забывать своих родственников. Пророк Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха, сказал:«Тот, кто порвет связь с родственниками, не войдет в Рай (в числе первых)»[78].
«Истинно, деяния сынов Адама представляются Всевышнему в ночь с четверга на пятницу; и не будут приняты деяния от порвавшего с родственниками»[79].
4) Для того, чтобы не терять связь с родственниками, которые находятся далеко, писать им письма или звонить по телефону.
Пророк Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Желающий приумножения достатка и продления жизни пусть поддерживает связи с родственниками»[80].
Наши дяди и тети для нас подобны нашим родителям. Следует уважать и любить их.
Обязанности перед соседями
После семьи человек несет ответственность за тех, кто живет рядом – за соседей. Мы обращаемся к ним за помощью, делим беды и радости, Ислам призывает поддерживать отношения добрососедства. Всевышний Аллах приказал нам хорошо относиться к соседям.
Пророк Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха, говорил:
«Сосед достоин того, чтобы если он заболеет, ты навещал его; если умрет – похоронил его; если обеднеет – дал взаймы; если испытывает нужду – помогал ему; если придет к нему добро – поздравил его; если придет беда – утешил его»[81].
«Тот, кто сыт, а его сосед голоден, не из нас»[82].
«Не возвышай свое строение над строением соседа, поддерживай свой костер от его, не раздражай его запахом своего котла, кроме как черпая ему из него. Если покупаете фрукты, угостите соседей, а если не хотите угощать, то не показывайте их соседу и препятствуйте тому, чтобы соседские дети увидели ваших детей, едящих эти фрукты на улице»[83].
Ибн Умар, да будет доволен им Аллах, рассказывал, что в некоей местности было семь дворов. Как-то раз одному из жителей (все они были сподвижниками пророка Мухаммада, мир ему и благословение Аллаха) прислали в качестве милостыни (садака) голову барана. Он передал ее семье своего соседа, решив, что та больше нуждается в пище, чем его собственная. Второй сосед передал третьему. Третий сосед подумал о четвертом. Так эта милостыня (садака), обойдя все дворы, вновь вернулось в первый[84].
Главные обязанности перед соседями:
- Соблюдать права соседей, не обижать их ни словами, ни действиями.
Пророк Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Джабраиль дал мне столько добрых наставлений по отношению к соседу, что я предположил, что сосед будет включен в число моих наследников»[85].
2. Приветствовать друг друга при встрече.
3. Не показывать его недостатки и прощать его ошибки.
4. Не смотреть из своего дома на то, что не разрешает сосед.
5. Приветливо разговаривать с соседями и их детьми, разделять с ними радости и печали.
6. Стараться оградить их от беды, помогать в нужде, дарить им подарки.Не унижать соседа при приёме от него какого-либо подарка, даже если он совсем незначительный.
7. Советовать соседу то, что принесёт ему пользу в жизненных вопросах и в религии.
8. Не беспокоить соседей сильным шумом.
9. При строительстве дома не закрывать соседу доступ света и воздуха.
Пророк Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Кто уверовал в Аллаха и в Судный День, пусть не причиняет боли своим соседям»[86].
10. Дать соседу в долг, если он попросил.
Пророк Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Избавившего брата от нужды, избавит от нужды Аллах»[87].
11. В случае продажи своего дома сначала предложить соседу.
12. Навещать больных соседей, выражать соболезнование родственникам умерших, участвовать в похоронах соседей.
Пророк Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Лучший из друзей перед Аллахом тот, кто лучше относится к другу, а лучший из соседей перед Аллахом тот, кто лучше относится к соседу»[88].
Необходимо желать соседу того же, что человек желает себе, и не делать того, чего бы не хотел для себя.
Данные обязанности распространяются не только к соседям-мусульманам, но и к немусульманам.
Однажды Абдуллах ибн Умар, да будет доволен им Аллах, приказал своему слуге зарезать овцу, затем мясо раздать соседям, причем начать раздачу с соседей, являющихся не мусульманами. Он трижды повторил это[89].
Вера требует от мусульманина поддерживать выше перечисленные правила добрососедства не в ответ на хорошее отношение к себе, а соблюдать свои обязанности ради довольства Всевышнего Аллаха, даже если сосед делает зло.
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ:
- Какое значение Ислам придает семье?
- Какие обязанности у супругов друг перед другом?
- Каковы обязанности родителей перед детьми?
- Что входит в обязанности детей по отношению к своим родителям?
- Каковы обязанности брата перед сестрой и сестры перед братом?
- Каковы обязанности родственников друг перед другом?
- Каковы обязанности соседей друг перед другом?
ЧАСТЬ IV
ОБЯЗАННОСТИ ПЕРЕД Окружающими
- Обязанности перед людьми;
- Обязанности перед животными;
- Нравственные обязанности мусульманина;
- Изречения пророка Мухаммада, мир ему и благословение Аллаха, о нравственности;
- Что запрещено в Исламе.
ОБЯЗАННОСТИ ПЕРЕД ЛЮДЬМИ
1. Никому не вредить.
Ислам категорически запрещает посягать на имущество, жизнь, жилище, свободу и честь человека. Мусульманин обязан уважать права других и остерегаться наносить кому-либо вред словами или действиями. Это является одним из основных принципов правоверного мусульманина.
Пророк Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха, говорил:
«Мусульманин – это тот, от языка и от руки которого нет вреда другим людям»[90].
«Аллах дал вам ваших братьев в подчинение. И тот, у кого в подчинении есть брат, пусть поделится с ним едой и одеждой, и не поручает ему труд непосильный. Если же поручит – пусть поможет ему»[91].
2. Помогать людям.
Быть приветливым и вежливым, помогать бедным в нужде, оберегать одиноких, сирот, стариков, инвалидов, протягивать руку помощи, указывать дорогу заблудившимся и т.д.
Пророк Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха, сказал:
«Не уподобляйтесь неразумным людям, утверждающим: «Мы будем относиться хорошо к тем, кто хорошо относится к нам, и ответим злом тем, кто причинит нам зло». Напротив, отвечайте добром на добро, сдерживайте себя и не причиняйте никому зла даже в ответ на зло»[92].
«Каждое доброе дело, сделанное человеком, живущим в соответствии с Исламом, засчитывается ему десятикратно и более – до семисот раз, злое же деяние засчитывается ему как одно наказание»[93].
Абу Барза, да будет доволен им Аллах, обратился с такими словами к Пророку, мир ему и благословение Аллаха: «О Посланник Аллаха! Научи меня чему-нибудь полезному для меня». На что он ответил:«Убирай с пути то, что может причинить людям вред»[94].
3. Уважение к старшим и милосердие к младшим.
Уважать отца и мать, старших братьев и сестер, учителей и старших по возрасту.
Пророк Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Юноше, почитающего старика из-за возраста, Аллах направит того, кто почтит его в старости»[95].
Помогать тем, кто младше, одиноким, слабым, проявлять милосердие к сиротам.
Пророк Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха, говорил:
«Не будет лучшим из нас тот, кто не проявляет милосердия к младшим»[96].
«Того, кто приютил, накормил и напоил сироту, Аллах, несомненно, введет в Рай, если он не совершал непростительных грехов»[97].
4. Приветствовать друг друга.
При встрече с другими людьми мусульманин должен приветствовать их, желая им мира: «Ас-саляму аляйкум ва рахматуллахи ва баракатух!» («Мир Вам, Милость Аллаха и Его Благословение!»).
Приветствовать первым относится к желательным действиям (сунна), а отвечать на приветствие – обязательно (фард).
Младшему предпочтительно первым приветствовать старшего, проходящему – сидящего.
Пророк Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «У мусульманина перед мусульманином шесть обязанностей: приветствуй его при встрече; принимай его приглашение; советуй, если он просит об этом; пожелай ему милости Аллаха («ярхамука-Ллах»), если он, чихнув, восславляет Аллаха (словами «аль-хамду лил-лях»); навести его, когда он болен; проводи его в последний путь, когда покинет этот мир!»[98]
Некто спросил: «О Посланник Всевышнего! Что в Исламе наилучшее?»Он, мир ему и благословение Аллаха,ответил:«Наилучшее – если накормишь голодного, поприветствуешь и знакомых, и незнакомых»[99].
Пророк, мир ему и благословение Аллаха, также говорил:
«Вновь прибывший из вас пусть приветствует присутствующих и покидающий вас пусть также выскажет приветствие остающимся. И не превосходит первое приветствие по значимости последнее»[100].
При встрече с детьми сподвижник Пророка Анас, да будет доволен им Аллах, приветствовал их и говорил: «Пророк поступал также»[101].
5. Не сердиться.
Если мусульмане поссорились, они должны помириться, независимо от причины ссоры.
Пророк Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха, говорил:
«Не разрешается мусульманам быть между собой в ссоре более трех дней»[102].
«Находиться год в состоянии обиды со своим братом мусульманином – это грех,подобный пролитию его крови»[103].
6. Мирить поссорившихся.
Если кто-то видит, что два мусульманина в ссоре, то примирить их его обязанность.
В Священном Коране говорится:
إنَّمَا الْمُؤمِنُونَ إخْوَةٌ فَأَصْلِحُوا بَيْنَ أخَوَيْكُمْ
«Воистину, верующие – братья. Посему примиряйте братьев и бойтесь Аллаха, – быть может, вы будете помилованы»[104].
Пророк Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Лучшим подаянием является примирение тех, кто в ссоре»[105].
7. Навещать близких.
Мусульманин должен навещать родителей, родственников и друзей. При этом важно помнить о следующем:
а) выбирать удобное для визита время;
б) не утомлять своим посещением;
в) по возможности сообщить о своем визите заранее;
г) прилично выглядеть;
д) не входить в чей-либо дом или комнату без разрешения.
8. Принимать гостей.
Гостеприимство является неотъемлемой частью Ислама и занимает важное место в традициях мусульманских народов. Мусульмане всегда славились своим гостеприимством.
Пророк Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха, говорил: «Кто верит в Аллаха и в Судный День, пусть угостит своего гостя»[106].
«Прием гостя длится три дня, а лучший прием – один день и одну ночь. Затраты на гостившего более этого срока – милостыня(садака). И не разрешено пребывать в гостях более этого срока»[107].
Главные обязанности перед гостями:
а) встречать гостей приветливо и добрым словом;
б) принимать с почестями и угощать;
в) не быть хмурым, не ругать детей, прислугу при гостях;
г) если гости уходят, провожать их.
9. Принимать приглашение.
Если нет уважительной причины, чтобы не пойти, следует принять приглашение брата мусульманина и угощаться тем, что он предложит. Это укрепляет любовь между мусульманами.
Пророк Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Если брат-мусульманин пригласит вас на свадьбу, (или куда-нибудь еще), примите его приглашение»[108].
Пророк, мир ему и благословение Аллаха, не делал различия между богатыми и бедными и принимал приглашение всех.
Пророк Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха, говорил:
«Худшее из угощений – свадебное угощение, на которое приглашены только богатые, а нищие – забыты»[109].
«У мусульманина перед мусульманином пять обязанностей: ответить на приветствие, посетить больного, участвовать в похоронах умершего, принять приглашение, пожелать здоровья чихнувшему»[110].
10. Не искать недостатки других.
Мусульманин не должен вмешиваться в чужую жизнь, обсуждать недостатки других, злословить. Заметив ошибки брата-мусульманина, не унижая и не ссорясь с ним, следует деликатно сообщить ему об ошибке один на один, без посторонних.
Пророк Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Кто скроет недостаток мусульманина, Аллах скроет его недостаток в этой жизни и в Судный День. И Аллах помогает рабу, помогающему своему брату»[111].
Хасан Аль-Басри сказал: «Вы не станете обладателями крепкой веры до тех пор, пока будете обвинять в своих ошибках других. Поэтому в первую очередь смотрите на себя, исправляйте свои ошибки до того, как посмотрите на других».
11. Прощать зло.
Человек, обладающий высокой моралью, должен уметь прощать зло и отвечать на него добром.
Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал: «Те, кто обладает этими тремя качествами, по Милости Аллаха войдет в Рай». «Какими качествами?» – спросили сподвижники. «Дать тому, кто тебе не дает; идти к тому, кто к тебе не приходит; прощать угнетателей»[112].
«Бойся Аллаха, где бы и кем бы ты ни был. Зло исправляй добром. Обращайся к людям с хорошим нравом»[113].
12. Посещать больных.
Мусульманин должен навещать заболевшего брата, но приходить к больному следует в удобные для него часы, а не во время еды, приёма лекарства, сна или когда он переносит сильные боли.
Не следует задерживаться у больного. Оставаться у него лишь по его просьбе или когда чувствует, что это присутствие приятно ему. Не смотреть пристально на больного. Меньше задавать вопросов ему. Не выражать ему жалость, а обращаться с милостью. При этом необходимо воздерживаться от разговоров, которые могут его утомить. Не говорить больному о смерти и умерших. Искренне молить Аллаха (читать ду‘а) для его выздоровления.
Пророк Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха, говорил:
«Накормите голодных, навестите больных, даруйте волю рабам своим»[114].
«Навестивший больного пребывает в Раю до возвращения домой»[115].
Пророк Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха, некоторых из больных гладил правой рукой и говорил: «Избавь его от тягот, Господь наш! Исцели его, Ты Исцеляющий. Нет другого исцеления, кроме как от Тебя. Исцели его, чтобы болезнь прошла бесследно»[116].
Великий исламский ученыйИмам Аль-Газали сказал: «Раб Аллаха должен благодарить Его и за беды, потому что для верующего нет беды в этой жизни, кроме неверия и грехов. В беде может быть сокрыта для тебя польза, а ты и не знаешь. Аллах лучше знает, что есть добро для тебя. То, что ты считаешь для себя злом, на самом деле может окажется для тебя добром. Наилучший и безопасный путь – это проявить смирение перед предопределением и в любом положении благодарить Аллаха Всевышнего».
13. Участвовать в погребальном намазе (аль-джаназа).
Наша последняя обязанность перед умершим мусульманином – проводить его в последний путь, принять участие в погребальном намазе (аль-джаназа) и молить Всевышнего Аллаха о его прощении.
Пророк, мир ему и благословение, сказал: «Если тот, кто верит в награду и ждет ее от Аллаха, проводит умершего (до кладбища), прочитает погребальный намаз (аль-джаназа) и останется там до его захоронения, то он вернется с наградой в два карата, величина каждого из которых подобна горе Ухуд. А кто прочитает погребальный намаз (аль-джаназа), но не дождется захоронения, тот вернется с наградой в один карат»[117].
Имам Аль-Газали сказал:«Разумный человек должен сказать себе: “У меня есть единственный капитал – это моя жизнь. Этот капитал настолько ценен, что даже один ее вздох невозможно вернуть. Все вздохи подсчитаны и убывают”. Поэтому используй их во благо, и смотри на этот мир так, как будто завтра умрешь. Сохраняй свои органы от харама и будь богобоязненным».
14. Желать мусульманину лучшего.
Мусульманин должен желать брату-мусульманину того, чего желает себе, и не желать того, чего себе не желает.
Пророк Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха, сказал:
«Твоя улыбка брату – милостыня от тебя. И твой призыв к добру, и твой запрет на зло – милостыня. И твое наставление на истинный путь находящегося в заблуждении – милостыня от тебя. И твое очищение дороги от камней, колючек и костей – милостыня от тебя. И твое поднесение воды брату – милостыня от тебя»[118].
Имам Аль-Газали сказал: «Если ты встретишь людей уровнем ниже тебя, не унижай их. Не будь с ними горделивым, ведь на их месте мог оказаться и ты, а они – на твоем. Размышляя об этом, дружи с такими людьми. Старайся быть с ними скромным, сохраняй человечность и свою религиозность. Только таким образом можешь обрести счастье. Желаешь спокойствия в этом и будущем мирах – никого не обижай! Если увидишь человека младше себя, скажи: «У него грехов меньше, чем у меня», а если увидишь старше, то скажи: «У него вознаграждений больше, чем у меня. В нем сокрыто много хороших качеств, о которых, быть может, я и не подозреваю». Увидишь ученого, подумай про себя: «У него есть знания, и он спасет себя». А если встретишь знающего меньше тебя, то говори: «Он не знает, поэтому Аллах может простить его». Даже когда повстречается неверующий, подумай, быть может, Аллах одарит его верой, простит его, и он чистым предстанет перед Ним. Насколько ты познаешь себя и будешь считать ниже других, настолько твоя степень пред Аллахом возрастет».
обязанности перед животными
Ислам повелевает своим последователям хорошо обращаться с животными. Не причинять им боль и проявлять милосердие к ним является обязанностью мусульманина.
Пророк Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха, рассказал о женщине, которая плохо обошлась с кошкой, закрыв ее, не давала пищу, в результате чего через несколько дней она умерла. Это плохое обращение с кошкой стало причиной попадания в Ад.
Также пророк Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха, рассказал о некой грешной женщине, которая проявила милосердие к собаке. Однажды, эта женщина была в пути, и ее мучила жажда. Найдя колодец и напившись воды, она увидела собаку, которая от жажды лизала сырой песок. Женщина подумала, что собаку мучает жажда, как и ее. Она спустилась в колодец, набрала в свою обувь воду, зажав ее в зубах, вылезла из колодца и напоила собаку водой. Всевышний Аллах был доволен этой женщиной и простил ее грехи[119].
Ибн Умар, да будет доволен им Аллах, сказал: «Пророк проклял того, кто причиняет боль и страдания животным»[120].
В Исламе есть некоторые ограничения в отношении содержания животных. Так, например, не разрешается держать в доме собак (можно во дворе) и разводить свиней.
Пророк Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха, говорил:
«Ангелы не заходят в дом, где есть изображение (статуи) и собака»[121].
«У того, кто будет держать любую другую собаку, кроме пастушьей и охотничьей, каждый день благие поступки будут уменьшаться на два карата»[122].
нравственные ОБЯЗАННОСТИ МУСУЛЬМАНИНА
Мусульманин должен:
1) Без сомнения верить во все столпы веры (иман) и засвидетельствовать это словами;
2) Стремиться к изучению религиозных знаний, постоянно читать Священный Коран, поминать Аллаха (зикр), делать салават Пророку, мир ему и благословение Аллаха, и очищать свои мысли от плохого.
3) Совершать поклонение (‘ибада) так, как повелел Всевышний Аллах и совершал пророк Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха.
4) Избегать запретного (харам). Например, употреблять спиртные напитки, играть в азартные игры, воровать и т.п.;
5) Избегать обмана, ложных клятв, лжесвидетельства, злословия.
Пророк Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха, говорил:
«Будьте правдивыми! Истинно, правдивость приводит к добру, добро же ведет в Рай. И если человек правдив в речах и живет праведно, он предстанет перед Аллахом праведным. Избегайте лжи! Истинно, ложь приводит к греху, грех же ведет в Ад. И если человек продолжает лгать, он предстанет перед Аллахом лжецом»[123].
«Избегайте лжи. Истинно, она подобна злу. Совершающие и то, и другое – в огне»[124].
6) Не причинять боль ни действием, ни словом.
Пророк Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Кто верит в Аллаха и в Судный День, пусть говорит доброе или молчит»[125].
7) Выполнять обещанное, не посягать на то, что доверено ему на хранение.
Пророк Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Не вступай в споры с единоверцем, не подшучивай над ним и не давай ему обещания, которого не сдержишь»[126].
8) Не гневаться попусту. Выражать свой гнев по поводу обнаруженного нарушения. Стараться сохранять достоинство.
9) Выполнять свои обязанности наилучшим образом. Хранить секреты. Быть постоянно искренним и иметь чувство стыда.
10) Избегать разжигания вражды между людьми. В Священном Коране говорится:
وَالْفِتْنَةُ أَكْبَرُ مِنَ الْقَتْلِ
«Смута – хуже убийства»[127].
11) Избегать лицемерия. Поступки не должны противоречить словам.
Пророк Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха, говорил:
«Несомненно, худший из людей – человек двуликий, обращающийся одним лицом к одним и другим – к другим»[128].
«Всевышний разоблачает двуличие всякого, кто делает добро не ради Него. Всевышний раскрывает (тайные деяния) всякого, кто делает добро напоказ»[129].
«Есть три признака лицемера: лживость речей, нарушение своего слова и посягательство на добро, доверенное на хранение»[130].
12) Мирить поссорившихся.
13) Дружить с людьми высокой морали, не общаться с плохими людьми.
Великий исламский ученыйимам Аль-Газали сказал: «Сынок, очень важно, с кем ты общаешься. Гнилое яблоко не станет хорошим, если его поместить в корзину с хорошими яблоками. Но от него могут сгнить и все другие. Поэтому постоянно пребывай в кругу благочестивых людей. Хороший друг похож на продавца благовониями, или ты у него купишь благовония, или он помажет тебя ими, или все равно пропитаешься этими благоуханиями, находясь рядом. Человек находится вместе с теми, кого он любит, и в Судный день ты будешь, собран с теми, кого любил в этом мире. Поэтому посещай беседы ученых, совершающих деяния в соответствии с полученными знаниями, и беседы праведников».
14) Не быть высокомерным.
Пророк Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха, говорил:
«Не войдет (первым) в Рай тот, кто в сердце своем имеет хоть крупинку высокомерия»[131].
«Тот, кто высокого мнения о себе и ведет себя высокомерно, представ перед Аллахом, испытает Его гнев»[132].
15) Не завидовать.
Пророк Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха, говорил:
«Избегайте зависти. Истинно, зависть сжигает доброе так же, как огонь сжигает дрова»[133].
«И не сойдутся в сердце раба вера (иман) и зависть»[134].
16) Уважать родителей и не делать того, что может причинить им боль.
17) Любить младших, уважать старших.
18) Относиться хорошо к соседям, не обижать их.
19) Ущемив чьи-то права, извиниться, возместить ущерб пострадавшему и просить прощения у Всевышнего Аллаха.
20) Простить обидевшего и не мстить ему.
21) Жить в этой жизни так, словно будет жить вечно, и готовиться к будущей жизни так, как будто умрет завтра;
22) зарабатывать разрешенным путем;
23) Стараться всем делать добро, помогать бедным, неимущим и одиноким. Давать по возможности милостыню без жадности;
24) Не насмехаться, не ставить себя выше других, хорошо относиться ко всем, быть скромным.
Пророк Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Истинно, Аллах передал мне откровение, чтобы вы были кроткими, не были высокомерными друг к другу и не излишествовали»[135].
25) Всех мусульман считать братьями.
Пророк Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Избегайте домысла, истинно, домысел – худшее из лжи. И не подслушивайте, и не любопытствуйте, и не соперничайте, и не завидуйте, и не враждуйте, и не оборачивайтесь спиной друг к другу. И будьте, рабы Аллаха, братьями»[136].
26) Не терять надежду и не впадать в отчаяние в трудностях, быть терпеливым.
Пророк Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха, говорил:
«Всякому проявляющему терпение Аллах дарует еще большее терпение. Никому не дано блага лучшего, нежели терпение»[137].
«Смотрите на того, кто ниже вас, и не смотрите на того, кто выше вас. Поистине, это необходимо для того, чтобы с благодарностью принимать блага Аллаха»[138].
27) призывать к добру и удерживать от зла.
Пророк Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха, говорил:
«Кто увидит зло, пусть остановит его своей рукой. Не может рукой – пусть остановит языком. Не может языком – пусть не одобрит сердцем. Последнее – самое слабое проявление веры»[139].
«Клянусь тем, кому принадлежит моя душа, приказывайте добро и удерживайте от зла, иначе в ближайшее время вас постигнет наказание Аллаха. Даже если после этого, будете читать ду‘а, оно не будет принято[140].
«Религия – это совет»[141].
«Пекущихся о нерушимости границ Аллаха и преступающих эти границы можно уподобить людям, тянувшим жребий по стрелам, чтобы (занять места) на корабле, в результате чего одни разместились в верхней части (корабля), а другие – в нижней. Когда оказавшиеся внизу хотели зачерпнуть воды, им (приходилось) проходить через разместившихся на палубе, и (в конце концов) они сказали: «А не проделать ли нам дыру (в днище), чтобы набирать воду через неё, не беспокоя тех, кто находится наверху?» И если они предоставят их самим себе и тому, что они хотят сделать, то погибнут все, если же они схватят их за руки, то спасутся сами и спасут всех (остальных)»[142].
28) При трудностях всегда полагаться на Всевышнего Аллаха. Укреплять своё сердце надеждой и упованием на Аллаха.
29) Постоянно просить Всевышнего Аллаха о прощении в Судный день и думать о нём.
ИЗРЕЧЕНИЯ ПРОРОКА МУХАММАДА, МИР ЕМУ И БЛАГОСЛОВЕНИЕ АЛЛАХА, О НРАВСТВЕННОСТИ
«Истинно, лучшие из вас – лучшие по своему нраву»[143].
«Рабы Аллаха, будьте братьями!»[144]
«Верующий с верующим связаны, словно камни здания»[145].
«Избавившего брата от нужды избавит от нужды Аллах»[146].
«И доброе слово – милостыня (садака)»[147].
«Помоги брату своему, будь он тиран или угнетенный». Люди спросили: «О Пророк, нам понятна помощь угнетенному, но как помочь тирану?»Онответил: «Удержите его за руки»[148].
«Семь категорий людей будут укрыты Аллахом в тени “аль-Арша” в Судный День, когда не будет другой тени: справедливый правитель; юноша, выросший в поклонении Аллаху; человек, сердцем привязанный к мечетям; двое правоверных, любящих друг друга, встречающихся и расстающихся во имя Аллаха; мужчина, говорящий знатной красавице, соблазняющей его: «Истинно, я боюсь Аллаха!»; человек, подающий милостыню настолько скрытно, что левая рука его не знает, что подала правая; человек, проливающий слезы, в одиночестве вспоминая Аллаха»[149].
«Неблагодарный людям – неблагодарен Аллаху»[150].
«Облегчайте и не усложняйте; радуйте и не отвращайте»[151].
«Кто не сострадает – не получит сострадания»[152].
«Избегайте зависти. Истинно, зависть сжигает доброе, так же как огонь сжигает дрова».[153]
«Будьте с общиной, истинно, пожирает волк отбившуюся овцу»[154].
ЧТО ЗАПРЕЩЕНО В ИСЛАМЕ
Точно так же, как необходимо следовать приказам Аллаха, нужно избегать того, что Он запретил. Аллах создал запретное (харам) как испытание для людей. Кто нарушит запрет, тот понесёт наказание. Поэтому надо знать, что запрещено, и не совершать его.
Некоторые запрещенные действия:
1) Придавать сотоварищей Единому Аллаху;
2) Не слушаться родителей, противостоять им;
3) Убивать человека без причины;
4) Причинять вред или посягать на чье-либо имущество;
5) Употреблять все, что опьяняет в т.ч. и наркотики;
6) Играть в азартные игры, заниматься ростовщичеством;
7) Прелюбодеяние, мужеложство;
8) Обвешивание, обмеривание (обманывать при измерение чего-либо).
9) Воровать, обманывать, хитрить;
10) Есть мертвечину, свинину и мясо других запрещенных животных;
11) Лгать, давать ложную клятву, сплетничать, клеветать, лжесвидетельствовать, насмехаться, давать клички, нарушать обещание;
12) Бесправное использование имущества сироты;
13) Взяточничество;
14) Гневаться и сердиться;
15) Быть несправедливым, делать различие между людьми;
16) Лицемерить, проявлять высокомерие;
17) Делать религиозные заключения без соответствующих знаний;
18) Иметь много плохих друзей;
19) Колдовать, заниматься магией;
20) Заходить в чужой дом без разрешения или в отсутствие хозяев;
21) При совершении благочестивых дел быть неискренним;
22) Следить за недостатками других;
23) Поощрять несправедливость;
24) Небрежно относиться к тому, что доверено на хранение;
25) Женщинам облачаться в мужскую одежду, а мужчинам – в женскую;
26) Мужчинам носить золотые украшения и шелковую одежду;
27) Делать татуировки;
28) Давать деньги в рост (под проценты);
29) Скупиться;
30) Находиться наедине с посторонней женщиной;
31) Уподобляться шайтану;
32) Обривать только часть головы;
33) Обвинять мусульманина в неверии;
34) Громко оплакивать умершего. Недопустимо, чтобы близкие родственники покойного царапали себе лицо и тело, рвали на себе волосы или наносили себе телесные повреждения, а также раздирали на себе одежду.
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ:
- Каковы обязанности мусульманина перед окружающими?
- Каковы обязанности перед гостями?
- На что надо обращать внимание во время визита?
- Почему мы должны проявлять милосердие к животным?
- Перечислите качества мусульманина.
- Расскажите о запретах в Исламе, назовите некоторые из них.
[1] «Ан-Ниса», 4/59.
[2] «Али Имран», 3/31.
[3] Аль-Бухари, «Фадаилуль-Коран», 21; Абу Дауд, «Витр», 14.
[4] «Аль-Исра», 17/9.
[5] «Аль-Исра», 17/81-82.
[6] «Аль-Бакара», 2/168.
[7] Муслим «Кадар», 34; Ибн Маджа, «Зухд», 14.
[8] Джамиус-сагыр.
[9] Джамиус-сагыр, в статье «Нун».
[10] Аль-Бухари.
[11] Аль-Бухари, «Тыбб», 1; Муслим, «Салям», 69.
[12] Муслим, «Бирр», 52.
[13] Муслим «Тахара», 1; Ахмад бин Ханбаль, 260.
[14] Аль-Бухари, «Вуду», 26; Муслим, «Тахара», 87.
[15] Аль-Бухари, «Либас», 51; Муслим, «Тахара», 49, 50.
[16] Абу Дауд, «Либас», 13; «Тыбб», 14; Тирмизи, «Джанаиз», 18, «Адаб», 46.
[17] Байхакый, Мисвак
[18] Ахмад бин Ханбаль, «Муснад», VI, 272.
[19] Ибн Маджа, «Тахара», 7; Ахмад бин Ханбаль, «Муснад», V, 263.
[20] Аль-Бухари, «Савм», 27; Муслим, «Тахарат», 42.
[21] Ибн Маджа, «Мукаддима», 17.
[22] Ат-Тиримизи, «Ильм», 2; Ибн Маджа, «Мукаддима», 23.
[23] Ат-Тирмизи, «Ильм», 2.
[24] Ат-Тирмизи, «Ильм», 2.
[25] Ат-Тирмизи, «Ильм», 3; Ахмад бин Ханбаль, «Муснад», II, 499.
[26] Ат-Тирмизи, «Ильм», 6.
[27] «Аль-Бакара», 2/172.
[28] «Мумин», 23/51.
[29] Ат-Тирмизи, «Ат’има», 39.
[30] Абу Дауд, «Ат’има», 15; Ат-Тирмизи, «Ат’има», 47.
[31] Аль-Бухари, «Ат’има», 2; Муслим, «Ашриба», 108.
[32] Муслим, «Ашриба», 105, 106; Абу Дауд, «Ат’има», 19.
[33] Муслим, «Ашриба», 104-106.
[34] Аль-Бухари, «Вуду», 18; Муслим, «Тахарат», 63.
[35] Муслим, «Ашриба», 122, 123.
[36] Ат-Тирмизи, «Ашриба», 13; Ахмад бин Ханбаль, «Муснад», V, 426.
[37] «Аль-А’раф», 7/31.
[38] Риядус-Салихин, том III, стр.107.
[39] Аль-Бухари, «Никях», 80, «Адаб», 31, 85; Муслим, «Иман», 74, 75.
[40] Аль-Бухари, «Рикак», 23; Ат-Тирмизи, «Зухд», 61.
[41] Ат-Тирмизи, «Зухд», 61.
[42] Ат-Тирмизи, «Рада», 11; Ибн Маджа, «Никях», 3.
[43] Ат-Тирмизи, «Рада», 11; Ибн Маджа, «Никях», 3.
[44] «Ан-Ниса», 4/19.
[45] Ат-Тирмизи, «Рада», 11; Абу Дауд, «Сунна», 15.
[46] Ан-Навави.
[47] Аль-Хаким.
[48] Муслим, «Рада», 61.
[49] Аль-Бухари, «Анбия», 1, «Никах» 80; Муслим, «Рада», 60.
[50] Ар-Рафиги.
[51] Аль-Бухари, «Тафсиру суфа», 91; Муслим, «Джаннат», 49.
[52] Аль-Бухари, «Джум‘а», 11, «Никах», 81, 90; Муслим, «Имара», 20.
[53] Дайлами.
[54] 250 Хадисов, стр. 186.
[55] Ат-Тирмизи, «Рада», 10.
[56] Абу Дауд; Ибн Асир, «Усдуль Габа», VII, 19.
[57] Абу Дауд, «Адаб», 61.
[58] Муслим, «Закят», 38; Ат-Тирмизи, «Бирр», 42.
[59] Ат-Тирмизи, «Бирр», 33.
[60] Аль-Бухари, Закят, 10; Муслим, «Бирр васила», 147; Ат-Тирмизи, «Бирр», 13.
[61] Муслим, «Бирр», 149.
[62] Абу Дауд, «Салят», 26; Ахмад бин Ханбаль, II, 180, 187.
[63] Аль-Бухари, «Адаб», 18; Муслим, «Фадаиль», 64; Ибн Маджа, «Адаб», 3.
[64] Аль-Бухари, «Хиба», 12; Муслим, «Хиба», 13; Абу Дауд, «Бую», 83.
[65] Ат-Табарани.
[66] «Аль-Исра», 17/23-24.
[67] Ат-Тирмизи, «Бирр», 3.
[68] Муслим, Итк, 25; Ат-Тирмизи, «Бирр», 8.
[69] Рассказал Анас, передал аль-Хатый.
[70] Муслим, «Бирр», 9, 10; Ахмад бин Ханбаль, «Муснад», II, 254.
[71] Аль-Бухари, «Мавакыт», 5, «Адаб», 1.
[72] Муслим, «Иман», 145; Ат-Тирмизи, «Бирр», 4.
[73] Ат-Тирмизи, «Бирр», 5.
[74] Избранные хадисы, стр.58.
[75] «Ан-Ниса», 4/36.
[76] Аль-Бухари, «Ильм», 37; «Сайд», 8; Муслим, «Иман», 74-77, 130.
[77] Ат-Тирмизи, «Ат’има», 45; «Кыйама», 42; Ибн Маджа, «Ат’им», 1.
[78] Аль-Бухари, «Адаб», 11; Муслим, «Бирр», 16-19.
[79] Ахмад бин Ханбаль, «Муснад», II, 484.
[80] Аль-Бухари, «Адаб», 12; Муслим, «Бирр», 16, 17.
[81] Ат-Табари.
[82] Хайсами, «Маджмауз - Заваид», VIII, 167.
[83] Ибн Хаджар, «Фатхуль Бари», X, 460 («Адаб», 31); Джамуль-Фаваид, 1464.
[84] Хаким, 2, 526.
[85] Аль-Бухари, «Адаб», 28; Муслим, «Бирр», 140,141; Ибн Маджа, «Адаб», 4.
[86] Аль-Бухари, «Никях», 80, «Адаб», 31, 85.
[87] Ат-Тирмизи, «Худуд», 3; Ахмад бин Ханбаль, «Муснад», II, 9.
[88] Ат-Тирмизи, «Бирр», 28; Ахмад бин Ханбаль, «Муснад», II, 168.
[89] `Алиййуль-Кари, Шарху `Айнул-`Илм, том I, стр. 291.
[90] Аль-Бухари, «Иман», 4, 5, «Рикак», 26.
[91] Аль-Бухари, «Иман», 22, «Адаб», 44; Муслим, «Иман», 38.
[92] Ат-Тирмизи, «Бирр», 62.
[93] Аль-Бухари, «Иман», 31; Муслим, «Иман», 205.
[94] Муслим, «Бирр», 131, 132; Ибн Маджа, «Адаб», 7.
[95] Ат-Тирмизи, «Бирр», 75.
[96] Ат-Тирмизи, «Бирр», 5.
[97] Ат-Тирмизи, «Бирр», 14.
[98] Муслим, «Салям», 6; Ахмад бин Ханбаль, «Муснад», II, 68.
[99] Аль-Бухари, «Иман», 6, 20; Муслим, «Иман», 63.
[100] Ат-Тирмизи, «Исти’зан», 15.
[101] Аль-Бухари, «Исти’зан», 15; Муслим, «Салям», 15; Абу Дауд, «Адаб», 136.
[102] Абу Дауд, «Адаб», 47.
[103] Абу Дауд, «Адаб», 47.
[104] «Аль-Худжурат», 49/ 10.
[105] Избранные хадисы, стр.237.
[106] Аль-Бухари, «Адаб», 31, 85; Рикак, 23; Ибн Маджа, «Адаб», 5.
[107] Аль-Бухари, «Адаб», 31, 85; Рикак, 37; Муслим, «Луката», 14, 15.
[108] Аль-Бухари, «Никях», 74; Муслим, «Никях», 100.
[109] Аль-Бухари, «Никях», 72; Муслим, «Никях», 107, 108.
[110] Аль-Бухари, «Джанаиз», 2; Абу Дауд, «Ат’има», 1.
[111] Муслим, «Зикр», 38.
[112] Избранные хадисы, 211.
[113] Ат-Тирмизи, «Бирр» 55; Дарими, «Рикак», 47; Ахмад бин Ханбаль, «Муснад», III, 5.
[114] Аль-Бухари, «Ат’има», 1; Дарими, «Сийар», 62.
[115] Муслим, «Бирр», 39; Имам Малик, «Муватта», 17.
[116] Аль-Бухари, «Тыбб», 40; Муслим, «Салям», 46.
[117] Аль-Бухари, «Иман», 35.
[118] Ат-Тирмизи, «Бирр», 36.
[119] Аль-Бухари, «Анбия», 54; Муслим, «Салям», 151, 154, «Бирр», 133; Насаи, «Кусуф», 14.
[120] Аль-Бухари, «Забаих», 25; Насаи, «Даайя», 41; Дарими, «Адаи», 13.
[121] Муслим, «Либас», 83, 87.
[122] Аль-Бухари, «Харс», 3; Муслим, «Мусакат» 57.
[123] Аль-Бухари, «Адаб», 69; Муслим, «Бирр», 105; Дарими, «Рикак», 7.
[124] Муслим, «Бирр», 103-1054; Абу Дауд, «Адабин», 80.
[125] Аль-Бухари, «Адабин», 31, 85; Муслим, «Иман», 74.
[126] Ат-Тирмизи, «Бирр», 58.
[127] «Аль-Бакара», 2/217.
[128] Аль-Бухари, «Манакиб», 1; «Адаб», 52; Муслим, «Бирр», 98.
[129] Аль-Бухари, «Рикак», 36; «Ахкям», 9; Муслим, «Зухд», 47, 48.
[130] Аль-Бухари, «Иман», 24; «Джизья», 17; Муслим, «Иман», 106-108.
[131] Муслим, «Иман», 91.
[132] Ахмад бин Ханбаль, «Муснад», II, 118.
[133] Ибн Маджа, «Зухд», 22; Абу Дауд, «Адабин», 44.
[134] Насаи, «Джихад», 8.
[135] Муслим, «Джаннат», 64; Абу Дауд, «Адаб», 40; Ибн Маджа, «Зухд»,16.
[136] Aт-Тирмизи, «Бирр», 55
[137] Ат-Тирмизи, «Бирр», 76.
[138] Ат-Тирмизи, «Кыйама», 58; Ибн Маджа, «Зухд», 9; Ахмад бин Ханбаль, «Муснад», II, 254.
[139] Аль-Бухари, «Ильм», 28; Насаи, «Иман», 17; Муслим, «Ильм», 78; «Ру’йа», 2-6.
[140] Ат-Тирмизи, «Фитан», 9.
[141] Муслим, «Иман», 95; Аль-Бухари, «Иман», 42.
[142] Аль-Бухари, «Ширкат», 6; Ат-Тирмизи, «Фитан», 12.
[143] Аль-Бухари, «Адаб», 39; Муслим, «Фадаиль», 68.
[144] Аль-Бухари, «Никях», 45; Муслим «Бирр», 23; Абу Дауд, «Адаб», 47.
[145] Аль-Бухари, «Мазалим», 5; Ат-Тирмизи, «Бирр», 18.
[146] Ат-Тирмизи, «Худуд», 3; Ахмад бин Ханбаль, «Муснад», II, 9.
[147] Аль-Бухари, «Джихад», 128; «Адаб», 34; Муслим, «Закят», 56.
[148] Аль-Бухари, «Мазалим», 4.
[149] Аль-Бухари, «Азан», 36, «Закят», 16; Муслим, «Закят», 91.
[150] Абу Дауд, «Адаб» 11; Ат-Тирмизи, «Бирр», 35.
[151] Аль-Бухари, «Ильм», 11; Муслим, «Джихад», 5. Абу Дауд, «Адаб», 5.
[152] Аль-Бухари, «Адаб», 18; Муслим, «Фадаиль», 65; Абу Дауд, «Адаб», 145.
[153] Ибн Маджа, «Зухд», 22; Абу Дауд, «Адаб», 44.
[154] Абу Дауд, «Салят», 46; Нисаи, «Имамат», 48.