Каноническое заключение о возможности объединения определенных молитв при наличии сложных обстоятельств

Каноническое заключение о возможности объединения определенных молитв при наличии сложных обстоятельств

Каноническое заключение о возможности объединения определенных молитв при наличии сложных обстоятельств Совет улемов Духовного управления мусульман Европейской части России вынес постановление, в соответствии с которым на территории РФ предусматривается возможность объединения второй и третьей молитв в зимнее время, а также четвертой и пятой в летнее время, если своевременное совершение каждой из перечисленных молитв доставляет крайние затруднения.

В Священном Коране и Сунне Пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует) четко сформулированы временные промежутки, в которых совершаются пять ежедневных обязательных молитв. При этом предусмотрены облегчения, имеющие каноническое подтверждение, применяемые в критических ситуациях как исключения.


Совет улемов Духовного управления мусульман Европейской части России вынес постановление, в соответствии с которым на территории РФ предусматривается возможность объединения второй и третьей молитв в зимнее время, а также четвертой и пятой в летнее время, если своевременное совершение каждой из перечисленных молитв доставляет крайние затруднения.

Предлагаем подробный анализ данной темы:

В Священном Коране сказано, что у каждой молитвы есть свое время, свой временной промежуток (см.: Св. Коран, 4:103). Но мы знаем, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) объединял в пути молитвы — вторую с третьей и четвертую с пятой, сокращая четырехракяатные до двух ракяатов.

Что же касается возможности объединения молитв вне путешествия, то об этом есть упоминание в Сунне. Во второй по достоверности книге после Священного Корана, своде хадисов имама аль-Бухари, есть хадис: «Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует), находясь в Медине, молился восемь и семь [ракяатов], Зухр и ‘Аср, Магриб и ‘Иша’. Эти слова были переданы Ибн ‘Аббасом. Когда последний процитировал их, сподвижник Пророка по имени Айюб спросил: „Возможно, это было во время проливного дождя?“ Ибн ‘Аббас ответил: „Возможно“» 1. В сводах хадисов Муслима, ан-Насаи и Абу Дауда приводится следующий хадис: «Пророк Мухаммад (мир ему) совершал в Медине [порой] Зухр и ‘Аср вместе, а также Магриб и ‘Иша’. При этом он находился на месте своего постоянного пребывания и какой-либо опасности или непогоды не был»" 2. В одном из повествований данного хадиса отмечено: «У Ибн ‘Аббаса спросили: „А почему Пророк так поступал?“ Сподвижник ответил: „Он (Пророк) не хотел ставить последователей своих в затруднительное, критическое положение“» 3. Имам Малик добавлял: «Мне кажется, что это из-за дождя [то есть из-за ненастной погоды, слякоти, которые осложняли возможность посещения мечети]» 4. Некоторые правоведы, среди которых были ученые ханафитского и шафиитского мазхабов, предполагали, что Пророк (мир ему) совершал это во время физической немощности, болезни. Другие ученые ответили на это предположение доводами, подтверждающими, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) объединял молитвы сообща (в джама‘ате) с людьми, среди которых были совершенно здоровые 5.

Приведем некоторые дополнительные хадисы по этой теме:

— «Когда Пророк торопился, он объединял четвертую молитву с пятой, и это после исчезновения вечерней зари [то есть после того, как уже вышло время четвертой обязательной молитвы]» 6. Передавший данный хадис Ибн ‘Умар сам тоже так поступал 7, ссылаясь на действия Пророка.

— «Когда Посланник Всевышнего выходил в путь днем, он объединял вторую и третью молитвы, а когда собирался быть в пути ночью, объединял четвертую с пятой» 8.

— Считающийся одним из грамотнейших сподвижников Пророка в вопросах богословия Ибн ‘Аббас однажды вел проповедь (урок, назидание) после третьей молитвы. Солнце уже зашло, и стали появляться звезды. Кто-то из людей воскликнул: «Молитва! Молитва!» Через некоторое время к Ибн ‘Аббасу уверенно подошел человек и с порицанием сказал: «Молитва! Молитва!» Сподвижник Пророка воскликнул: «Бесстыдник! Ты учишь меня Сунне [как правильнее поступать]?!» И через некоторое время обратился к людям: «Я сам видел, как Пророк объединял [порой] вторую молитву с третьей, четвертую с пятой!» Бывший свидетелем этой ситуации Ибн Шакык сказал: «В мою душу закралось сомнение, и я решил уточнить это у Абу Хурайры. Когда я спросил его об этом, он подтвердил слова Ибн ‘Аббаса» 9.

Богословы-ханафиты (с ними согласны и другие известные ученые, среди которых и имам аш-Шавкяни 10), трактуют слово «объединял» как «совершал молитвы на стыке времен», то есть вторую молитву — в конце ее времени, а третью — в начале; четвертую в конце ее временного промежутка, а пятую — в начале. Ибн ‘Аббас передавал: «Я молился вместе с Пророком восемь [ракяатов] вместе и семь [ракяатов, т. е. три вечерней, а вслед за ними четыре ракяата ночной] вместе [один намаз за другим]». У него спросили: «Возможно, что это было в форме оставления второй молитвы (Зухр) напоследок и совершения третьей (‘Аср) в самом начале ее времени; а также с задержкой четвертой (Магриб) на конец времени и совершением пятой (‘Иша’) в самом начале ее временного отрезка?» — «Думаю так», — ответил он 11.

Как в реалиях прошлого, так и в реалиях современности, найти тот короткий временной промежуток, когда вторая молитва переходит в третью и четвертая в пятую, а также суметь (тем более при сегодняшнем ритме жизни) именно к этому времени иметь омовение, подходящее место для совершения молитвы и т. д. — все это достаточно непросто, и облегчение становится усложнением ситуации 12. Но при своевременном расчете возможностей и четком знании времени начала и завершения молитв это возможно. В таком случае поступить подобным образом будет наиболее правильным, так как с данной формой объединения согласны все богословы без исключения 13.

Объединение второй с третьей и четвертой с пятой молитвами в общем промежутке времени допускается богословами-ханафитами только во время паломничества днем на горе ‘Арафа (молитвы Зухр и ‘Аср) и ночью в долине Муздалифа (Магриб и ‘Иша’) 14.

Богословы-шафииты комментируют слово «объединял» как «совершал их одна за другой в общем промежутке времени». То есть вторая может быть совершена с третьей от начала времени второй и до конца временного промежутка третьей; четвертая с пятой — от начала времени четвертой до конца пятой.

Наш современник Вахба аз-Зухайли замечает: «Лучше не объединять (кроме как в той форме, о которой говорят богословы-ханафиты, и двух случаев во время паломничества), оставляя то, в чем богословы разногласят, и делая то, в чем они единодушны 15. Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) объединял молитвы крайне редко». В то же время этот богослов подчеркивает: «Канонически верной является допустимость (джаваз) объединения молитв (в общем промежутке времени), так как это присутствует в Сунне, которая, наряду с Кораном, — исток канонов» 16.

Нужно правильно понимать и расставлять акценты: есть четкие временные промежутки для совершения в них пяти ежедневных обязательных молитв. При этом существуют облегчения, используемые как исключения в критических ситуациях.

Что касается дождя 17, который упоминался в качестве возможного комментария к хадису об объединении молитв, то такой подход особенно актуален для климатических условий России. Если в сухую погоду или даже зимой на снегу можно совершить молитву где-то в сквере или в парке, то в дождливую погоду и в слякоть это практически невозможно. Однако если человек имеет собственный транспорт, то даже в слякоть данное положение об объединении молитв для него неприемлемо, так как он может совершить молитву в своем автомобиле своевременно (в то же время обстоятельства могут быть разными).

Также крайне затруднительно для мусульман России своевременно совершать вторую и третью молитвы зимой и четвертую и пятую — летом. Если человек работает и социально активен, каковым должен быть любой верующий, то зимой вторая и третья молитвы идут друг за дружкой с промежутком в полтора-два часа. И наиболее вероятно, что если верующий нашел возможность совершить одну молитву, то через полтора часа найти такую возможность, тем более, если необходимо обновить омовение, крайне затруднительно. Летом же очень короткие ночи и, если совершать четвертую своевременно, а затем пятую через полтора-два часа, то до утренней молитвы остается около двух часов, что приводит к выжиданию каждой из молитв, нарушению сна, а как следствие — нетрудоспособности днем.

Учитывая стремительный современный ритм жизни и крайнюю малочисленность мечетей и молельных домов в России, когда расстояния от дома до работы велики, а условия для обновления ритуальной чистоты крайне сложны, актуально вспомнить действие Пророка Мухаммада, упомянутое в своде хадисов аль-Байхакы: «В табукском походе, когда Пророк намеревался отправиться в путь и солнце уже минуло зенит, он совершал вторую и третью молитвы вместе. Если он выходил до наступления времени второй молитвы, то откладывал ее на время третьей. То же самое касалось и четвертой с пятой. Если он выходил после захода, то перед тем как выйти — совершал четвертую с пятой. А если — до захода, то откладывал четвертую молитву на время пятой и затем совершал их вместе» 18. Безусловно, этот хадис можно отнести к ситуациям, когда человек покидает свой дом, местность, где он живет, и отправляется в путь, причем конечная точка назначения удалена от дома на 90 и более километров. Тогда в силу вступают канонические облегчения (после пересечения границ города). Обязательные молитвы ему можно как объединять, так и сокращать. Но находясь на месте постоянного пребывания 19 и не имея возможности своевременно совершить молитву, верующий может объединить вторую с третьей и четвертую с пятой, хотя при этом не имеет права сокращать четырехракяатные молитвы до двух 20 ракяатов. Основанием для этого являются действия самого Пророка, упомянутые ранее, и комментарии исламских ученых прошлого и настоящего 21. Важно отметить, что все, кто говорил о возможности объединения молитв в затруднительных ситуациях — второй с третьей и четвертой с пятой, в один голос утверждали и утверждают, что это может быть только исключением, а никак не правилом 22.

Обязанность верующих пред Творцом — совершение пяти обязательных молитв в строго определенный для каждой из них временной промежуток, что прописано и в последнем Священном Писании, и в Сунне Пророка (да благословит его Аллах и приветствует). В то же время если по уважительным причинам никак не получается, то — «на стыке времен», а если и это не получается, то — «в общем временном промежутке». В каждой отдельной ситуации верующему самому решать, как поступить. Важно отличать лень, беспечность, легкомыслие и безответственность от настоящих вынужденных причин и факторов. Ученые говорили: «Кто объединит две молитвы без канонического на то оправдания и соответствующих оснований, тот совершит один из страшных грехов» 23.

Если человек собирается объединять молитвы в пути 24 или в иной сложной ситуации 25, то для канонической допустимости ему необходимо соблюсти следующие условия 26.

1. В случае присоединения третьей молитвы ко второй или пятой к четвертой 27:

— намерение; обычно намерение на объединение проговаривается вместе с намерением на совершение первой из двух;

— последовательность;

— совершение объединяемых молитв одна за другой 28;

— наличие причины объединения, как минимум до начала фактического совершения второй.

Все четыре пункта обязательны.

2. В случае присоединения второй молитвы к третьей или четвертой молитвы к пятой 29:

— намерение, которое необходимо на объединение до того, как выйдет время первой из них;

— наличие веской причины объединения до окончания фактического совершения второй из двух 30;

— последовательность; совершить сначала первую из двух, а затем вторую;

— совершение объединяемых молитв одна за другой 31.

Первые два пункта обязательны, а последние два — желательны 32.



1 См.: Аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 1. С. 182, хадис № 543; аль-‘Айни Б. ‘Умда аль-кари шарх сахих аль-бухари. В 20 т. Т. 4. С. 175; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 15 т. Т. 2. С. 208, хадис № 543.

2 См.: Ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави [Свод хадисов имама Муслима с комментариями имама ан-Навави]. В 10 т., 18 ч. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийа, [б. г.]. Т. 3. Ч. 5. С. 215, хадис № 705; Абу Дауд С. Сунан аби дауд [Свод хадисов Абу Дауда]. В 2 т., 4 ч. Каир: аль-Хадис, [б. г.]. Т. 1. Ч. 2. С. 5, хадис № 1210; аль-Байхакы. Китаб ас-сунан ас-сагыр [Малый свод хадисов]. В 2 т. Бейрут: аль-Фикр, 1993. Т. 1. С. 180, хадис № 586.

3 См.: Аль-‘Айни Б. ‘Умда аль-кари шарх сахих аль-бухари. В 20 т. Т. 4. С. 177; Абу Дауд С. Сунан аби дауд. Т. 1. Ч. 2. С. 6, хадис № 1211; аль-Хаттаби Х. Ма‘алим ас-сунан. Шарх сунан аби дауд [Достопримечательности сунн. Комментарий к своду хадисов Абу Дауда]. В 2 т., 4 ч. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1995. Т. 1. Ч. 1. С. 229, хадис № 341; ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи. 2002. С. 79, 80, хадис № 187, 188.

4 Имам Малик. Аль-муватто [Общедоступный]. Бейрут: Ихья аль-‘улюм, 1990. С. 120, хадис № 332. В хадисе, который приводит имам Малик, упоминания о дожде нет.

5 См.: Аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 15 т. Т. 2. С. 209.

6 Хадис от Ибн ‘Умара; св. х. Муслима. См.: Ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави. Т. 3. Ч. 5. С. 213, хадис № 703/42, 43; Имам Малик. Аль-муватто. 1990. С. 120, хадис № 331.

7 См., например: Ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи. 2002. С. 192, хадис № 554, «хасан сахих».

8 Имам Малик. Аль-муватто. 1990. С. 120, хадис № 335.

9 См.: Ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави. Т. 5. С. 217, хадис № 705/57.

10 См.: Аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. В 8 т. Т. 3. С. 229.

11 См.: Ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави. Т. 3. Ч. 5. С. 217, хадис № 705/55.

12 См., например: Аль-Хаттаби Х. Ма‘алим ас-сунан. Шарх сунан аби дауд. Т. 1. Ч. 1. С. 228, 229; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 15 т. Т. 2. С. 210.

13 См., например: Аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. В 8 т. Т. 3. С. 229.

14 О том, что в этих двух случаях лучше объединять молитвы в общем промежутке времени, согласны все ученые-богословы, так как тому есть явное доказательство в Сунне Пророка. См., например: Аль-Хатыб аш-Ширбиний Ш. Мугни аль-мухтадж. Т. 1. С. 500.

15 Это оговаривалось всегда и учеными всех мазхабов. См.: Аль-Хатыб аш-Ширбиний Ш. Мугни аль-мухтадж. Т. 1. С. 500; аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. В 8 т. Т. 3. С. 227.

16 См.: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 2. С. 1373, 1374.

17 Относительно дождя и непогоды мнение богословов, говорящих о допустимости объединения молитв в общем промежутке времени, практически едино, так как именно об их объединении в непогоду сказано в хадисах.

18 См.: Аль-Байхакы. Китаб ас-сунан ас-сагыр [Малый свод хадисов]. В 2 т. Бейрут: аль-Фикр, 1993. Т. 1. С. 180, хадис № 585; Абу Дауд С. Сунан аби дауд. В 4 ч. Т. 1. Ч. 2. С. 7, 8, хадис № 1220. Данный хадис приводится также в сводах хадисов Ахмада, ат-Тирмизи, ад-Дар Кутни, аль-Хакима и Ибн Хаббана.

19 «Местом постоянного пребывания», по мнению ханафитских богословов, считается та местность, где человек намеревается находиться 15 суток или более. Шафиитские богословы считают — 4 суток, не беря в расчет день прибытия и день отбытия.

20 Сокращать четырехракяатные молитвы, как мы уже говорили, может только путник.

21 См., например: Аль-Кардави Ю. Фатава му‘асыра. Т. 3. С. 555.

22 См.: Аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 15 т. Т. 2. С. 210 и сноска 1 на с. 210; аль-Хаттаби Х. Ма‘алим ас-сунан. Шарх сунан аби дауд. Т. 1. Ч. 1. С. 229 и др.

23 См.: Ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи. 2002. С. 80, хадис № 188. В пояснении к хадису ат-Тирмизи подчеркивает, что данное повествование не является словами самого Пророка, однако смысл его верен и канонически правилен.

24 Относительно продолжительного пути богословы-шафииты оговаривают абсолютную допустимость объединения молитв.

25 К затруднительным ситуациям богословы-шафииты относят ненастную дождливую погоду, оговаривая, что непогода и дождь должны продолжаться до начала второй из двух молитв. Наиболее распространенным мнением в шафиитском мазхабе является недопустимость послаблений по причине болезни или недомогания. См.: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 2. С. 1377; аль-Хатыб аш-Ширбиний Ш. Мугни аль-мухтадж. Т. 1. С. 505.

В то же время многие ученые шафиитского мазхаба заявляли о допустимости объединения молитв в случаях болезней, сильных недугов или в крайне сложных ситуациях, говоря, что этому есть подтверждение в Сунне, и такой подход соответствует духу исламского законоведения. См.: Аль-Хатыб аш-Ширбиний Ш. Мугни аль-мухтадж. Т. 1. С. 505.

26 Как уже было сказано ранее, большая часть богословов ханафитского мазхаба против объединения молитв в общем промежутке времени, лишь — «на стыке времен». Поэтому никаких условий по объединению ими не оговаривается. Здесь мы приводим условия, предусматриваемые богословами-шафиитами.

См., например: Аль-Хатыб аш-Ширбиний Ш. Мугни аль-мухтадж. Т. 1. С. 500–504; ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави. Т. 3. Ч. 5. С. 212, 213; аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адыллятух. В 11 т. Т. 2. С. 1378, 1379.

27 Т. е. объединяет во временном промежутке первой из двух молитв.

28 Некоторым перерывом между ними может быть чтение икамата или совершение омовения. См.: Аль-Хатыб аш-Ширбиний Ш. Мугни аль-мухтадж. Т. 1. С. 502.

29 Т. е. молящийся объединяет во временном промежутке второй из двух молитв.

30 Если человек, например, вернулся домой с работы, то «причина объединения» уже отсутствует. Он совершит вторую молитву с третьей, но вторая будет уже восполняемой (када’), если время ее вышло, а третья — совершенной вовремя.

31 Некоторым перерывом между ними может быть чтение икамата или совершение омовения.

32 Ученые ханбалитского мазхаба говорят об обязательности сохранения последовательности в обоих формах объединения. См.: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 2. С. 1384.

Подробнее об этом см.: Аль-Хатыб аш-Ширбиний Ш. Мугни аль-мухтадж. Т. 1. С. 500–504.



Ильдар Аляутдинов

Муфтий г. Москвы, главный имам Московской Соборной мечети,

ученый секретарь Совету улемов ДУМЕР



Шамиль Аляутдинов

Главный имам Мемориальной мечети на поклонной горе (Москва),

Член Совета улемов ДУМЕР

http://muslim.ru/articles/97/4537/